Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:59, курсовая работа
Инфляция — это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
Тем не менее, это не новое явление. Инфляция наблюдалась еще и в Древнем Риме и Древнем Китае. Введение неразменных на серебро “ассигнаций“ Екатериной II, “континентальных денег“ во время борьбы английских колоний в Америке за независимость, “гринбеков“ во время Гражданской войны в США, выпуск бумажных ассигнаций в период буржуазной революции во Франции вызывали вспышки инфляции.
Последствия инфляции зависят от её качественных характеристик – темпов и их динамики. Особенно чревата инфляция для делового мира своей неопределённостью, непредсказуемостью скорости обесценения денег, поскольку высокий, но постоянный темп инфляции может принести меньшие потери, чем более низкий, но менее точно прогнозируемый.
Три основных типа инфляции
Инфляция может иметь либо открытую форму проявления – обнаруживаться в росте потребительских цен, либо скрытую, латентную – действовать через повышение издержек производства (в том числе и расходов на зарплату). Перетекание этих форм одна в другую послужило ещё в 50-х годах основой концепции «зарплата - цены», согласно которой ответственность за раскручивание инфляции несут профсоюзы, требующие повышения заработной платы. Позиция эта достаточно уязвима, так как стимулятором могут быть и собственные ценовые факторы: высокие цены на продукцию, поставляемые по государственным заказам (для государственных нужд), взлёт цен на энергоносители.
На макроэкономическом уровне обычно рассматриваются три типа инфляции : классический, рыночный и дисбалансовый.
Классический тип инфляции основан на изменении объёмов денежной массы, находящейся в обращении: переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с потребностями в действительных деньгах - золоте) выпуска их. Известны два подварианта инфляции этого классического типа: фискальная и кредитная инфляция.
Рыночный тип инфляции, в отличие от предыдущего, называемого классическим, связан с временными отклонениями масс товаров различного рода от их объективно необходимых, оптимальных пропорций безотносительно количества денег в обращении. С этой точки зрения инфляция – это повышение общего уровня цен и обесценения денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным предложением (покрытием, т. е. инфляция может быть результатом сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Выражается она в обесценении денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы. (В связи с отменой золотого стандарта инфляция чаще всего принимает всеобщий и затяжной характер, а не товарный.)
Диспропорция между денежной массой и товарным покрытием возникает по следующим взаимозависимым причинам: выпуск в обращение не обеспеченных товарами денег (как это было в России) покрывающих дефицит государственного бюджета, непроизводительные расходы государства, рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров. Классическим образом нарушения равновесия может служить бойкот стран-членов ОПЕК на продажу нефти, что вызвало рост цен на нефть.
Рост уровня издержек (рост цен на сырьё, переориентация продукции на новый вид потребления в связи с общественными потрясениями).
Нередко
из-за неумеренных требований профсоюзов
и последующего роста заработной
платы последняя начинает подталкивать
цены.
Взаимное подталкивание цен и заработной
платы приводит к тому, что умеренная инфляция
начинает трансформироваться в гиперинфляцию.
Дисбалансированный тип инфляции вызывается хроническими диспропорциями на макро- и микроуровне как проявление циклического характера развития экономики. Инфляцию такого рода можно рассматривать как универсальное явление экономической жизни современного общества. В наше время исследованию её причин посвятили свои труды И.Фишер, К.Брешкони - Туррони, которые тщательно исследовали гиперинфляцию 20-х годов, а также послевоенного периода. После первой мировой войны инфляция измерялась величиной 1012 или 1013, а размен банкнот на золото был прекращён. В этот период шведский учёный Густав Кассел в своих трудах «Мировая денежная проблема», «Основные идеи теоретической экономии» предложил новый подход к международному денежному обращению. Он, в частности, выдвинул методологическое положение: обменный курс строить на основе паритетов покупательной способности национальных денежных единиц.
Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) – уровень обменного курса двух валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них.
Согласно этой теории, курс доллара, например, становится соответствующим существующим реалиям экономики тогда, когда появляется возможность приобрести одинаковую по составу и объёму корзину товаров и услуг в разных странах за одинаковую сумму денег, причём эта сумма конвертируется по преобладающим рыночным валютным курсам.
Теория паритета покупательной способности оказалась полезной лишь в строго определённых ситуациях. Она может, в частности, служить необходимым орудием при выборке стабилизационной политики в условиях выхода из инфляционной спирали. Ограниченное применение теории объясняется тем, что текущие валютные курсы, зеркально отражающие неравномерность экономического развития, сами по себе неустойчивы. Они более подвижны, чем товарные цены, поскольку подвержены ожиданиям, настроениям и другим переменным факторам.
2.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
2.1
Измерение инфляции
Под «инфляцией» понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: «непрерывный», т.е. рост цен происходит постоянно, и «общий», т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, изменения общественных потребностей.
1. Индексы цен
В
макроэкономике широко используются индексы,
и в частности индексы цен. Среди них наиболее
распространенными являются индекс стоимости
жизни (индекс цен потребительских товаров),
индекс оптовых цен (индекс цен товаров
производственного назначения) и дефлятор
ВНП. Все они выражают относительное изменение
среднего уровня цен за определенный промежуток
времени. Обычно цены базового года принимают
за 100%, а цены других лет оценивают к этим
100%.
2.Индекс стоимости жизни
С
помощью индекса стоимости
Индекс цен в данном периоде = Цена «рыночной корзины» в данном периоде
Цена аналогичной корзины в базовом периоде
3. Индекс оптовых цен
При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров
производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Два
названных индекса тесно
4. Дефлятор ВНП
Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс
цен валового национального продукта - дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе, то есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.
Реальный
ВНП показывает, насколько возрос
валовой национальный продукт исключительно
за счет роста цен.
2.2
Виды инфляций
1. Сбалансированная и несбалансированная инфляция
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных
пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится
лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их
продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.
Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы «лидеры роста цен» останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие
спекулятивно-посреднические
операции.
2. Ожидаемая и неожидаемая инфляция
С точки зрения четвертого критерия, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под «ожидаемой» инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, «неожидаемая» наоборот.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Система антиинфляционных мер
1)профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность
того или иного уровня заработной платы;
2)монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных
издержек.
Все эти три причины взаимосвязаны, и каждая по – своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно.
Негативные последствия инфляции хорошо известны в России. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция, вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено
и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.