Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:54, контрольная работа
Одним из важнейших факторов, что влияет на определение в рыночной экономике, является конкуренция. Однако ее роль в ценообразовании неодинакова на разных типах рынков. На одних она является решающим фактором, который определяет равновесную цену;-а на других её роль как ценообразующего фактора снижается разными обстоятельствами. В зависимости от этого различают два типа рынков — в совершенстве конкурентные, или рынки совершенной конкуренции, и конкурентно несовершенные, или рынки несовершенной конкуренции.
Модели Рынка
Одним из важнейших факторов, что влияет на определение в рыночной экономике, является конкуренция. Однако ее роль в ценообразовании неодинакова на разных типах рынков. На одних она является решающим фактором, который определяет равновесную цену;-а на других её роль как ценообразующего фактора снижается разными обстоятельствами. В зависимости от этого различают два типа рынков — в совершенстве конкурентные, или рынки совершенной конкуренции, и конкурентно несовершенные, или рынки несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции. Это рынок, на котором много продавцов, ни один из которых самостоятельно не влияет на цену, за которую он поставляет продукцию на рынок. На нем функционируют в совершенстве конкурентные фирмы, то есть фирмы, которые принимают цену на свою продукцию как такую, которая не зависит от объема поставленной ею на рынок продукции. И если такая фирма попробует повысить цену на свой товар, то покупатели его не будут покупать, потому что идентичный товар предлагают в достаточном количестве другие фирмы по низшей цене, следовательно, фирма потеряет своих клиентов.
Одним из важнейших факторов, что влияет на определение в рыночной экономике, является конкуренция. Однако ее роль в ценообразовании неодинакова на разных типах рынков. На одних она является решающим фактором, который определяет равновесную цену;-а на других ЕЕ роль как циноутворюваного фактора снижается разными обстоятельствами. В зависимости от этого различают два типа рынков — в совершенстве конкурентные, или рынки совершенной конкуренции, и конкурентно несовершенные, или рынки несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции. Это рынок, на котором много продавцов, ни один из которых самостоятельно не влияет на цену, за которой он поставляет продукцию на рынок. На нем функционируют в совершенстве конкурентные фирмы, то есть фирмы, которые принимают цену на свою продукцию как такую, которая не зависит от объема поставленной ею на рынок продукции. И если такая фирма попробует повысить цену на свой товар, то покупатели его не будут покупать, потому что идентичный товар предлагают в достаточном количестве другие фирмы по низшей цене, следовательно, фирма потеряет своих клиентов.
Для того, чтобы фирмы-продавцы на рынке были в совершенстве конкурентными, необходимы определенные условия.
Во-первых, частица каждой отдельной
фирмы в предложении должна быть
такой, что существенно не влияет
на объем рыночного предложения.
Ни одна из фирм на таком рынке изменить
объем совокупного предложения
не может, как бы она не увеличивала
или уменьшала объем
Во-вторых, продукция на таком рынке однородна, то есть по своим качественным показателям одинаковая у всех продавцов, потому покупатель может приобрести такой продукт у любой фирмы.
В-третьих, покупатели хорошо осведомлены о ценах продавцов, потому продукт имеет одинаковую цену у любого продавца. Если кто-то из продавцов повысит цену на свой товар, то он потеряет своих клиентов, потому что они могут купить товар у других продавцов по низшей цене.
В-четвертых, фирмы-продавцы действуют независимо одна от другой. Они не объединяются для того, чтобы заключить соглашение о ценах или объеме продажа. Каждая фирма беспокоится о своих интересах, самостоятельно решая, какой объем продукции она будет поставлять на рынок, зная, что своими действиями на цену повлиять не сможет.
В-пятых, фирмы могут свободно выходить из отрасли и так же свободно входить у нее. Любая фирма, которая желает изготовлять товар, без препятствий может это сделать. Так же беспрепятственно любая фирма может выйти из отрасли, никаких барьеров для этого не существует.
В-шестых, на таких рынках нет неценовой конкуренции.
Следовательно, рынок совершенной конкуренции — это рынок, на котором все продавцы являются достаточно конкурентными, каждый из которых действует независимо и имеет небольшую частицу в общем предложении товаров, и на котором есть значительное количество покупателей, каждый из которых имеет полную информацию о ценах продавцов. На таком рынке силой, что его регулирует, есть конкуренция. Именно она принуждает производителей приспосабливаться к изменению в попил покупателей, условий производства и тому подобное. Конкуренция через систему цен сигнализирует об изменениях в потреблении и этим предопределяет адекватную реакцию производителей: откорректировать производство или обновлять и расширять. Это стимулирует и научно-технический прогресс, поиски самых эффективных технологических схем. Этим конкуренция обеспечивает гибкость экономики, помогает повышать эффективность производства.
На в совершенстве конкурентном рынке конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, которые действуют на нем. Цена товара на таком рынке определяется лишь соотношением рыночного спроса и рыночного предложения, которое складывается под воздействием отмеченных факторов. В таких условиях цены для субъектов такого рынка является заранее заданным нормативом, которого они вынуждены придерживаться в своей деятельности. Конкурентные фирмы не способны регулировать цену.
В условиях конкурентного рынка задание фирмы заключается в оптимизации выпуска продукции с целью максимизации прибыли. При этом должны учитываться определенные обстоятельства. Во-первых, индивидуальные расходы производства фирмы не должны превышать середнегалузеви, что является общественно необходимыми. В случае их превышения возникает опасность разорения фирмы. Во-вторых, фирмы должны руководствоваться правилом, за которым ее финансовое положение будет стабильнее и у нее будут благоприятные перспективы развития, если ее общий доход стабильно превышает переменные расходы производства. Если фирма не способна придерживаться этого правила, то она должна прекратить свое существование на определенном рынке.
Руководствуясь приведенными правилами, конкурентная фирма должна развязать взаимоувязываемые вопросы: 1. Есть ли потребность в осуществимые производства? 2. Если такая потребность есть, то который должен быть объем производства? 3. Какая результативность такого производства, то есть какая прибыль будет получена. Решение о возможном объеме продукции фирма принимает, исходя из промежутка максимизации прибыли. В практике экономической деятельности на современном этапе условия, характерные для рынка совершенной конкуренции, в чистом виде почти не встречаются. Большинство фирм, как правило, производят и поставляют на рынок несколько или много видов товаров, причем они не идентичны товарам других фирм, даже когда является их близкими заменителями. На многих рынках фирмы имеют достаточные размеры, чтобы заметно влиять на рыночные цены. Поэтому они не пассивно воспринимают цены рынка, а активно влияют на их формирование. Однако это не исключает возможность на некоторых рынках иметь условия совершенной конкуренции. Это в первую очередь касается такой отрасли экономики как сельское хозяйство. В этой отрасли производственные единицы, как правило, небольшие, а потому влиять на рыночную конъюнктуру, а следовательно, и цены не могут. Да и продукция у них однородна. Поэтому цены, которые устанавливаются на биржах, не зависят от действий таких фирм.
В известной мере к условиям совершенной
конкуренции приближаются и такие
отрасли, как розничная торговля
и сфера мелких услуг. У них
нарушаются правила совершенной
конкуренции, но она все-таки действует
хотя бы в приближенном виде. К тому
же совершенная конкуренция
Рынок чистой монополии. Ринки", на которых свободная конкуренция сдерживается такими факторами, как монополия, недостаточная информация и внешние факторы, принадлежат к несовершенно конкурентным рынкам. Это рынки, на которых или продавцы, или покупатели, могут влиять на рыночную конъюнктуру, а следовательно, и на цены. Выделяют три модели таких рынков: чистая монополия, монопольная конкуренция и олигополия. Разграничение моделей несовершенно конкурентных рынков определяется такими факторами: количеством фирм в отрасли и их размерами, уровнем дифференциации товаров, которые реализуются на рынке (насколько подобные и взаимозаменяемые товары), уровнем препятствий вступлению фирмы в отрасль и выхода из нее и мерой доступности информации о рынках.
Рынок чистой монополии является полной противоположностью рынка совершенной конкуренции. Это такая рыночная ситуация, при которой производство определенного товара сосредоточено в распоряжении одного производителя, который является единственным поставщиком такого товара на рынок. Такой производитель и является монополистом. Различают три типа монополий: закрытая, открытая и естественная. Закрытая монополия — это монополия, которая защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может быть патентная защита, авторские права, лицензии, на изготовление определенного продукта или предоставление определенных услуг. Открытой является монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком товара, но не имеет специальной защиты от конкурентов. Примером являются фирмы, которые выходят на рынок с новой продукцией. Пока ее конкуренты наладят выпуск такой продукции и начнут поставлять ее на рынок, фирма будет монополистом. Естественной монополией называют отрасль, в которой долгосрочные средние расходы производства достигают минимума лишь тогда когда одна фирма обслуживает весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок или даже преобладает то количество продукта, на которое рынок обнаруживает спрос по любой цене, достаточной для покрытия расходов производства. При такой ситуации разделение выпуска продукции между двумя или больше фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой фирмы будут неэффективно малыми. Следовательно, естественная монополия основывается на экономии от масштабов производства.
Следует отметить, что такая классификация достаточно условна, потому что некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к каждому из типов монополии. Например, электрические и газовые компании, которые принадлежат как к естественным (потому что используют эффект масштаба производства), так и к закрытым, монополиям (поскольку существуют препятствия для конкуренции). V Рынок чистой монополии характеризуется такими чертами: во-первых, на нем есть единственный продавец, который и составляет всю отрасль. Эта фирма является одним производителем или единственным поставщиком продукта на рынок. Фирма и отрасль в этом случае является синонимами. Во-вторых, товар на нем уникален, он не имеет никаких заменителей. Это значит, что сам покупатель не имеет альтернативы, ведь если не купит товар у монополиста, то вообще останется без него, потому что ни у кого другого приобрести такой товар он не сможет. В-третьих, этот рынок масс барьеры, которые препятствуют вхождению на рынок другим фирмам. Это обязательное условие существования монополии. Барьеры могут быть как естественные, так«і искусственные. Важнейшим естественным барьером являются преимущества, связанные с эффектом масштаба производства. Монополия может создавать большие предприятия, которые обеспечивают низкие расходы производства, и этим устранить из рынка любого конкурента. К тому же здесь действует и принцип высоких первобытных затрат входа в отрасль, которая требует больших инвестиций, какие непосильные для конкурентов. Существуют также искусственные барьеры, в частности, патенты, которые ограничивают право пользования определенными техническими и технологическими средствами, лицензии, франчайзи, то есть исключительные права на продажу товара монополии за ценами, которые она определяет. Могут использоваться и насильственные средства недопущения конкурента на рынок (это характерно для стран переходной к рынку экономики с широким развитием у них преступности). В-четвертых, рынок чистой монополии характеризуется неценовой конкуренцией. Одним из важнейших ее орудий есть реклама. Активная реклама дает возможность увеличивать спрос на определенный продукт и тем самым создает условия для роста объемов реализации. Наконец, признаком рынка чистой монополии есть контроль за ценой. Чистый монополист, будучи единственным производителем или продавцом товара, значительно влияет на цену, потому что может манипулировать предложением. Когда монополист решает повысить цену, то уменьшает предложение на рынке, не боясь что конкуренты могут захватить его.
Следовательно, рынок чистой монополии
характеризуется монопольной
Политика ценообразования на рынке
чистой монополии включает и такое
средство, как ценовая дискриминация.
Чаще всего на этом рынке есть ситуация,
когда все единицы товара, которые
реализуются в течение
Для осуществления ценовой
Установление монопольной