Модели рынка и их определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:54, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших факторов, что влияет на определение в рыночной экономике, является конкуренция. Однако ее роль в ценообразовании неодинакова на разных типах рынков. На одних она является решающим фактором, который определяет равновесную цену;-а на других её роль как ценообразующего фактора снижается разными обстоятельствами. В зависимости от этого различают два типа рынков — в совершенстве конкурентные, или рынки совершенной конкуренции, и конкурентно несовершенные, или рынки несовершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

Азамат курсовая неграмотная.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Рынок монопольной конкуренции  и олигополии. Одной из моделей  несовершенно конкурентных рынков есть рынок монопольной конкуренции. Это такая рыночная ситуация, при  которой относительно высокое количество небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Такой  рынок совмещает монополистические  и чисто конкурентные аспекты. Он аналогичен в совершенстве конкурентному  рынку, поскольку на нем также  много фирм и проникновения на рынок не ограниченно. Однако он и  отличается от в совершенстве конкурентного рынка тем, что рыночная продукция дифференцирована, то есть каждая фирма продает особенный тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлением или престижностью, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Монопольная власть, которую имеет предприятие, определяется успехом в дифференциации своего товара в сравнении с товарами других фирм. Примерами монопольной конкуренции являются рынки таких товаров, как зубная паста, мило, стиральные порошки, алкогольные и безалкогольные напитки.

Рынок монопольной конкуренции  характеризуется двумя ключевыми  признаками. Во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные товары, которые имеют высокую норму  замещения друг другом, но не абсолютно  взаимозаменяемые. Это значит, еще  эластичность попившую по цене большая, но не безграничная. Во-вторых, проникновению новых фирм на рынок нет серьезных ограничений, то есть новым фирмам несложно войти в рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам выйти из него, если товары перестали иметь спрос.

В краткосрочном периоде фирмы  этого рынка устанавливают цену подобно рынку чистой монополии, то есть исходя из правила, что оптимальным  объемом производства товара является тот, за которого предельный доход равняется  предельным расходам. В этих условиях цена монопольно конкурентной фирмы  будет превышать средние расходы  производства, то есть будет выше, чем  это предопределено уровнем расходов. Следовательно, потребитель не может получить товар по наименьшей цене, которую диктуют условия производства.

Однако в долгосрочном периоде  высокая прибыль, получаемая конкурентно  монопольной фирмой, будет стимулировать  вход в рынок других фирм. По мере выпуска такими фирмами новых  товаров фирма будет терять свою частицу реализации товаров, а следовательно, и будет уменьшать свою рыночную власть, а это приведет и к снижению цены. Чтобы обеспечить получение определенного сверхдохода, фирмы, должны усилить дифференциацию своих товаров, которая даст возможность им удерживать определенную монопольную власть, а следовательно, и цены, которые превышают средние расходы производства.

Специалисты считают, что рынки  монопольной конкуренции являются неэффективными. С одной стороны, равновесная цена на нем превышает  предельные расходы. Это значит, что  цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает их расходы  производства. С другой стороны, фирмы  на этом рынке имеют резервные  производственные мощности, то есть не полностью используют свои производственные мощности. Фактический объем производства меньше, чем тот, который минимизирует средние расходы. Такие резервные  мощности неэффективны, потому что  средние расходы производства могут  быть сокращены, если будет действовать  меньшее количество фирм, а это  негативно влияет на благосостояние потребителей.

Однако такая ситуация имеет  и определены позитивные последствия, потому что неэффективность рыночного  механизма монопольной конкуренции  компенсируется широким ассортиментом  товаров. Большинство покупателей  как раз и ценят возможность  широкого выбора среди самых разнообразных  конкурирующих товаров и их марок. Польза от него багатоманиття нередко превышает расходы неэффективности такого рынка.

Еще одной моделью рынка несовершенной  конкуренции является олигополия. Это  рынок, на котором конкурируют одна из одной лишь несколько фирм, каждая из которых имеет общий сегмент (частицу) рынка. Такой рынок характеризуется  определенными признаками. Во-первых; количество фирм на нем незначительно, но каждая из них имеет значительные размеры и существенную долю рынка, а вместе они производят всю или подавляющую часть определенных товаров. Во-вторых, товар на этом рынке может быть как стандартизированный (например, нефть, метали, оборудование), так и дифференцированный (автомобили, компьютеры, телевизоры). В зависимости от типа продукции различают два вида олигополии: чистую и дифференцированную. К первому типу принадлежат фирмы, которые производят однородный товар, а ко второму — производители дифференцированной продукции. В-третьих, существуют существенные препятствия для вступления в такие рынки, которые вызывают их образование и функционирование. Одним из таких барьеров есть эффект масштаба производства. С совершенствованием техники и технологии существенно увеличивается оптимальный размер производства, которое делает неприбыльным существование подавляющей части фирм на рынке. К тому же первобытные затраты для создания новой фирмы такие, что они по силам лишь ограниченному количеству фирм. Важным препятствием является патентование и лицензирование техники и технологий, а также большие затраты, на рекламу, без которой выйти на рынок практически невозможно. В этом направлении действует и такой фактор, как контроль над стратегическим сырьем и другими видами ресурсов. Барьеры для вхождения в рынок создаются и слиянием фирм. Объединение двух или больше конкурентных фирм могут существенно преумножить их частицу на рынке, который даст возможность созданному новому производителю достичь значительного эффекта масштаба производства. Препятствием вступлению на рынок новым конкурентам есть и увеличение сортности, количества марок и моделей товара. Чем их больше, тем тяжелее потенциальному конкуренту войти на рынок, потому что такая дифференциация нуждается в значительных затратах.

Характерной чертой рынка олигополии является общая взаимозависимость, или олигопольний взаимосвязь. Фирмы на этом рынке достаточно большие, чтобы своими действиями влиять на цены. При этом они чувствуют влияние не только покупателей, как это имеет место в условиях совершенной и монопольной конкуренции. Фирмы-олигополисти при изменении цен наталкиваются на действия конкурентных фирм-продавцов, которые очень чувствительные к поведению каждого конкурента. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигопольной взаимозависимостью. Олигопольна фирма борется против всех других фирм отрасли, как вместе взятых, так и каждой в частности, потому что успех конкурента является вычетом из спроса на продукцию фирмы, а следовательно, ее прибыли. Поэтому конкуренция на олигопольному рынке является сложной и непредсказуемой. В этих условиях перед участниками олигопольного рынка возникает альтернатива: вести непредсказуемую за последствиями жесткую конкуренцию или заключить с потенциальными конкурентами соглашение. Второй вариант предусматривается тогда, когда фирмы-олигополисти видят возможности общего увеличения своих доходов в повышении цен и заключении соглашения о разделении рынка. Такое сотрудничество называется кооперативным поведением и дает результат, аналогичный чистой монополии. Открытое соперничество, которое называют некооперативным поведением, приводит к ситуациям, которые нередко имеют непредсказуемые для их участников результаты.

Рассмотренные черты олигопольного рынка определяют специфику поведения его участников при ценообразовании и определении объемов производства продукции. Самыми характерными признаками цен на этом рынке является их жесткость, негибкость, что оказываются в относительном постоянстве цен. Даже при изменении расходов производства или спроса олигополисти не склонные к изменению цен. Такая жесткость цен определяется в первую очередь олигопольним взаимосвязью и желанием фирм-олигополистив избежать общей разрушительной конкуренции цен. Методами достижения такого состояния на рынке олигополии являются открытый, тайный и бездоговорный заговоры.

условия именно для своей фирмы. Возникает искушение обмануть своих партнеров, что и становится причиной распада картелю. Самым известным представителем картелю есть Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Поскольку открытый заговор приводит к установлению монопольной власти на рынке, который несет негативные последствия для покупателей, во многих странах законодательство запрещает  такой заговор. Поэтому олигополисти часто ищут пути для тайного сотрудничества, не основанного на достижении договоренности в явном виде. Это — тайный заговор, за которым соглашения о ценах и разделении рынка глубоко скрыты. Примером может быть тайный план, разработанный тремя электрическими компаниями США в начале 60-х годов XX ст. с целью повышения цен и разделения рынка. На периодических встречах представителей этих фирм определялись цены для электрических компаний и их урегулирования. Что создавало им монопольное положение на определенном рынке. Нередко тайный заговор является так называемыми джентльменскими соглашениями, которые заключаются во время вечеринок, игры в гольф, по телефону или на собраниях торговых ассоциаций, когда фирмы-конкуренты достигают определенного соглашения о ценах на товары. Такие соглашения очень трудно обнаружить.

Однако даже при таком состоянии  тайные соглашения нередко разоблачаются. Поэтому существует еще бездоговорный  заговор, когда олигополисти координируют свое поведение в сфере цен, не прибегая к прямой тайного заговора. Официальные соглашения и тайные встречи при этом не нужны. Как правило, наибольшая или самая эффективная фирма устанавливает цены, а остальные фирмы более-менее автоматически подражают ей ценовое поведение. Ценовой лидер определяет, когда и как нужно изменить цену. Если его расчет правилен, то другие фирмы осуществляют то же, и отраслевая цена изменяется без открытого или тайного заговора. Такой метод называют лидерством в ценах. В отраслях, где есть ценовые лидеры, тенденцией является сохранение цен на постоянном уровне на протяжении длительного периода. Подобная ситуация предопределена, с одной стороны, тем, что лидер, чтобы не потерять свое лидирующее положение, не рискует часто изменять цену. С другой стороны, другие фирмы также не рискуют изменять цену, ведь при повышении их одной фирмой другие фирмы не поддержат его и инициатор такого повышения потеряет часть рынка.

Одним из методов ценообразования  на олигопольному рынке есть принцип «витрати плюс». За этим методом фирмы, устанавливая цены, определяют свои расходы на единицу продукции при определенном плановом уровне производства и добавляют надбавку в размере определенного процента к ним. Размер накидок каждая фирма определяет эмпирически. Такой метод ценообразования используют те фирмы олигопольного рынка, которые производят широкий ассортимент товаров.

Олигопольний рынок разделяется между фирмами также методами неценовой конкуренции. Именно через неценовую конкуренцию определяют сегмент (частицу) рынка для каждой фирмы. Это предопределено тем, что на снижение цен одной фирмой другие фирмы могут очень быстро среагировать, а потому частица их на рынке остается практически без изменений. Ценовая конкуренция может привести также к значительным расходам. В связи с этим фирмы олигопольного рынка отдают преимущество неценовым факторам (рекламе, патентам и тому подобное), тем более, что имеют для этого достаточные финансовые и другие ресурсы.

Следует отметить, что олигопольний рынок является подавляющей частью современной рыночной структуры стран рыночной экономики. Да, в США олигопольними отраслями промышленности является автомобилестроение, производство стали, алюминия, электрооборудования, компьютеров.


Информация о работе Модели рынка и их определяющие