Модели социально-ориентированной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.

Содержание работы

Введение
1. Ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики
2. Германская рыночная экономика
3. Скандинавская модель
4. Американская и японская модели
Заключение

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Ряд моделей социально-ориентированной  рыночной экономики

2. Германская рыночная  экономика

3. Скандинавская модель

4. Американская и японская  модели

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Социа́льно-ориентированная ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.

     Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.

 

    

 

Ряд моделей социально-ориентированной  рыночной экономики

    Нужно отметить, что существующие рыночные  системы   и  направленность  их развития  зависят:

. от географического положения;

. от наличия природных  ресурсов;

. от исторических условий  развития;

. от традиций населения  и его обычаев;

. от уровня развития  производительных сил;

. от социальной направленности  общества.

Во всех странах имеются  свои  подходы,  отличительные  особенности  рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к  числу  которых

относятся:

. наличие многообразных  форм собственности;

. преобладание свободных  цен на товары и услуги;

. развитая система свободной  конкуренции;

. распространение предпринимательской  деятельности;

. определенная система  государственного регулирования  экономики.

Можно  выделить  несколько  характерных  моделей  рыночной  экономики,

используемых в современных  условиях.

Основные характеристики модели социально-рыночной экономики:

-обеспечение полной занятости  населения;

-социальная безопасность, социальная справедливость и  социальный прогресс (путем проведения  государством мероприятий по  перераспределению в форме оказания  социальной помощи, социальных пенсий  и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы  подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения:  пенсионное, медицинское страхование,  страхование по безработице и  по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное  законодательство);

-частная собственность  на средства производства и  свободное ценообразование;

-создание условий для  конкуренции и обеспечение конкуренции  (например, путем антимонопольного  законодательства, законов против  недобросовестной конкуренции);

-сознательная политика  укрепления конъюнктуры экономического  роста;

-политика стабильной  валюты (в том числе через независимый  эмиссионный банк);

-свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;

     Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов. Существует еще американская и японская модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Германская рыночная экономика

     Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

1. Достижение максимально высокого благосостояния

а) благодаря установлению порядка конкуренции;

б) благодаря целенаправленному  проведению политики, ориентированной  на рост и обеспечивающей его постоянство  на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в) благодаря обеспечению  полной занятости, стремление к которой  объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать  доход каждому лицу, способному и  желающему работать;

г) благодаря обеспечению  свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой  экономики.

2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен

а) благодаря существованию  независимого центрального эмиссионного банка;

б) благодаря стабильности государственного бюджета;

в) благодаря обеспечению  выравнивания платежного баланса и  равновесию во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества

а) за счет достижения максимального  уровня социального продукта как  экономической основы социальной защищенности;

б) благодаря созданию порядка  осуществления конкуренции, так  как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

в) за счет государственной  корректировки первоначального  распределения доходов и имущества  в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье  и т.п.

Достижение этих целей  и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Обязательной правовой основой  жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд  норм, которым экономический порядок  должен соответствовать. Этот закон  определяет следующие основные рамки  для формирования экономики:

а) Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции;

б) Защищает от дискриминации  по половым, расовым, религиозным и  другим признакам;

в) Гарантирует свободу  образования профсоюзов и объединений  работодателей;

г) Гарантирует свободу  перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и  гарантирует право на свободную  эмиграцию;

д) Гарантирует свободу  выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения;

е) Гарантирует частную  собственность, в том числе и  на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному  пользованию собственностью;

ж) Делает возможной в  определенных условиях передачу земельной  собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность;

з) Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями  и общинами;

и) Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике.

Кредитное дело Германии можно  представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство  банков являются универсальными, т.е. они  осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так  и в плане достижения своих  общих целей.

Одной из самых важных задач  порядка в сфере труда и  социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике  превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления  экономической деятельности соблюдались  и совершенствовались личные неимущественные  права. Поэтому в порядок в  сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности.

Социальное рыночное хозяйство, которое имело место в ГФР, может требовать того, чтобы политики считались с ним, как с важным фактором, который определяет и выражает строительство демократического государства. Эта экономическая политика сумела в кратчайший срок провести беспрецедентную  в истории восстановительную  работу.  

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скандинавская модель

     Социальная политика Швеции переживала свой расцвет в течение продолжительного периода времени. Возникновение ее относится к концу XIX - началу XX века. За прошедшее более чем столетие она претерпела значительные изменения, но приобрела и сохранила основную черту - универсальность, охватив каждого жителя страны независимо от рода занятий. Такое положение дел именуется в Швеции «всеобщей социальной политикой», а мировому сообществу известно как «шведский социализм» - понятие, одним из главных значений которого является большой диапазон и размер социальных выплат. Политика Швеции в этой сфере привлекала и привлекает пристальное внимание многих стран, в том числе и России. Россиянам импонирует то, что социал-демократы Швеции построили систему всеобщего благосостояния, в рамках которой общество отвечает за оказание качественных государственных услуг всем гражданам в самых важных областях жизни. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

Основным элементом шведской социальной политики благосостояния является социальное страхование, развитие которого было достаточно длительным.

На первом этапе социальной политики главное внимание уделялось  социальной помощи по месту работы: страхованию по болезни, мерам по охране труда и страхованию от несчастных случаев на производстве. Цель этих мер состояла в снижении для предпринимателей издержек на рабочую  силу.

Система страхования служит достижению большего социально-экономического равенства и функционирует как  инструмент финансового и государственного управления. Как говорится в официальных  документах, цель ее - обеспечить человека экономической защитой при рождении ребенка, в старости и в случае болезни (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и заболеваниями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице). Полной гарантией, независимо от причины обращения за содействием, считается пособие наличными, известное как общественная помощь.

Оба вида пенсий - базовая и дополнительная - рассматриваются как доход, подлежащий налогообложению.

Медицинское обслуживание - бесплатное или с оплатой лишь части суммы за лечение - гарантировано  в Швеции организациями, не входящими  в рамки системы медобслуживания. Каждый региональный орган - ландстинг - отвечает за то, чтобы жители данного лэна (области) имели свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. Примерно 80% собранных подоходных налогов выделяется на социальные цели.

Информация о работе Модели социально-ориентированной рыночной экономики