Моделирование в развитии макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования макроэкономической модели национальной экономики.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты моделирования;
2. Обосновать основные тенденции и направления развития макроэкономических моделей национальной экономики;
3. Исследовать макроэкономическую модель национальной экономики Республики Беларусь;
4. Исследовать регулирование национальной экономики на основе макроэкономических моделей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 10
2.1. Современные макроэкономические модели национальной экономики 10
2.2. Макроэкономическая модель Республики Беларусь 21
3.РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

В качестве основных признаков  смешанной экономики выступают  взаимная дополняемость частного и  государственного сектора, плюрализм форм собственности и свобода частного предпринимательства.

В условиях смешанной  экономики механизм координации  сочетает принципы рыночного саморегулирования, экономического самоуправления и государственного регулирования. Это дает основание утверждать, что на макроуровне обеспечивается синтез плана и рынка (рис.2.1).

Прогрессивная подсистема экономического самоуправления (форма ассоциативной власти) вырастает как реакция на те социально-экономические проблемы, которые возникают в функционировании рыночного механизма. Данная подсистема самоуправления есть совокупность институтов и организаций, созданных добровольно по инициативе хозяйствующих субъектов и за их счет.

Рис.2.1. Общая схема функционирования смешанной экономики

 

Развитие экономического самоуправления на Западе рассматривается  как новейшее достижение институционального строительства. Очень важно, что  такая тенденция реализуется по инициативе снизу вслед за осознанием обособленными хозяйствующими субъектами общности экономических интересов.

Наличие у державы  мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность  формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.

Смешанная экономика  — это еще и доминирующая тенденция  перехода от пятого к шестому технологическому укладу. Активно вытесняются старые технологии, основанные на машинной технике. Формируются новые экологические требования к производству. Развитие биотехнологий и микроэлектроники, опережающий рост высоких технологий изменяют прежние представления о производстве и его эффективности.

Смешанная экономика  — это современный тип развитой экономики, обеспечивающий единство экономических и неэкономических начал в организации хозяйственной деятельности. Отметим, что при такой тенденции в обществе возрастает значение над экономических ценностей. К примеру, в структуре богатства повышается значение свободного времени; в содержании труда — его творческого начала. Обозначается заметный структурный сдвиг в сторону социокультурной сферы. В качестве важнейшего вида продукции признаются научные знания и духовные блага.

Дематериализация интересов  человека сопровождается возрастанием значения потребностей в образовании и здоровом образе жизни, что соответствует признакам развития современной цивилизации XXI века.

В формировании смешанной  экономики как современного базиса сказывается логика единства экономического и социального развития. Так, если производство немыслимо без рабочей силы, то современное производство немыслимо без расширенного воспроизводства человеческого капитала. Социальный фактор становится внутренним моментом стабильного экономического роста. За его счет во многом обеспечивается общее равновесие национальной экономики. Социальная устойчивость становится столь же значимым фактором экономического развития, как труд, капитал, технология и предпринимательство.

Социальная устойчивость как главный критерий социально  ориентированной рыночной экономики — это такое состояние общества и его членов, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности [7, c.199]. В современных условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества.

Единая глобальная экономическая модель. Нарастающая стандартизация и глобализация экономических взаимосвязей являются важнейшими признаками современной экономической действительности .

Глобализация означает, что национальные экономики разных стран все более становятся однотипными, функционируют на базе одних и тех же принципов. Идет активный обмен передовым хозяйственным опытом. Размываются национальные границы хозяйственной деятельности. В процессе интернационализации экономической жизни формируются первоначально типовые модели, а затем обнаруживается тенденция формирования некой единой модели экономики, которая обеспечивается однотипными институтами и организациями (рис. 2.2).

Процессы глобализации, охватившие в данный момент наиболее развитые регионы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение  между внешними и внутренними  факторами развития национальных экономик в пользу первых. Во второй половине XX века международные хозяйственные связи превратились в важный инструмент распределения ресурсов и обеспечения экономического роста.

Типовые модели национальной экономики. Сегодня формирование единой модели (в рамках научной гипотезы) можно воспринимать лишь как общую закономерность экономического развития, как главную линию общемировой эволюции. Но заметно и то, что ближе всего к такой главной линии эволюции располагаются прежде всего такие типовые модели национальной экономики, в роли которых выступают национальные экономические модели передовых стран мира [13, c.91].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Формирование единой глобальной экономической модели

В качестве типовых моделей  организации национальной экономики  сегодня принято признавать:

    • американскую модель рыночной экономики (либеральная модель рыночной экономики США и Канады);
    • западноевропейскую модель рыночной экономики в варианте немецкой модели «социального рыночного хозяйства» и шведской модели «демократического социализма»;
    • азиатскую модель (Япония, Юго-Восточная Азия).

Нетрудно заметить, что  в качестве типовых моделей признаны модели национальной экономики, которые  на текущий момент сложились в  трех, главных экономических центрах  мира.

Как правило, типовые  модели не имеют национальных обозначений. Но по своей сути они все же есть национальные модели развития конкретных стран (США, ФРГ, Япония), которые приобрели такой почетный статус в силу известных обстоятельств [5,c.73]. Каждая из таких моделей формируется под воздействием совокупности различных национальных факторов развития и страноведческих особенностей. Те различия, которые имеются между ними, обусловлены географическими и природно-климатическими особенностями (местоположение страны, размеры и конфигурация территории, ресурсные возможности, объем и структура национального богатства), а также доминирующей школой национальной экономической мысли.

Познание закономерностей  функционирования национальных экономических  моделей передовых стран (регионов) мира в современных условиях является важнейшей интеллектуальной предпосылкой проектирования национальной экономики.

Ни одна из современных типовых моделей не в состоянии корректно и в полном объеме учесть те специфические условия развития, которые присущи конкретной стране.

Данное обстоятельство имеет для белорусской экономики принципиальное значение и подчеркивается выше далеко не из праздного любопытства. Дело в том, что игнорирование национальных обстоятельств всегда грозит потерями не меньшими, нежели тотальное отрицание общих закономерностей развития. Любая экономическая реформа, проводимая без учета национальной специфики, неизбежно превращается в полуреформу. В свою очередь такая незавершенная реформа чаще всего оборачивается контрреформой, т. е. откатом назад к устаревшим формам организации экономической жизни.

Страноведческие модели. Кроме типовых существует множество конкретно-исторических или страноведческих моделей национальной экономики.

В страноведческих моделях  отражаются не только общечеловеческие ценности, общие тенденции формирования смешанной экономики, но и прямое воздействие национальных факторов социально-экономического развития [7, c.78].

Анализ показывает, что  среди страноведческих моделей, наряду с так называемыми статическими моделями (типичные, классические сбалансированные и т. п. модели), следует выделять модели национальной экономики переходного типа или модели переходной экономики.

Модели национальной экономики переходного типа. «Состояние перехода» распространено достаточно широко, а «переходная экономика» в мировой практике скорее правило, нежели исключение [9, c.134].

Основные ситуации возникновения переходной экономики:

1. В стране имеет  место эволюционный переход от  одной экономической системы  к другой, осуществляемый вслед  за исчерпанием так называемой  «длинной волны» экономического развития.

Такой переход к новой  экономической системе обычно осуществляется постепенно. Соответствующие материальные предпосылки и элементы новой  экономической системы объективно складываются еще в рамках существующего  экономического строя.

Заключительная фаза такого перехода иногда может совпасть с очередным мировым экономическим кризисом. Тогда характер процессов эволюционного перехода резко изменяется, причем далеко не в лучшую сторону. Нечто подобное, например, произошло в США во времена Великой депрессии (1929-1932 гг.).

Следует обратить внимание и на то, что при всех способностях к эволюционному развитию перед  западной экономической системой уже  не один раз остро возникала проблемы выбора курса дальнейшего социально-экономического развития. При этом отдельные страны Запада, столкнувшись с такой проблемой в сложных исторических условиях, делали далеко не лучший выбор.

Дело в том, что всегда сохраняется вероятность многовариантного экономического и социального развития. В реальной жизни выработка новой парадигмы (концепции) экономического развития непосредственно зависит от воздействия политической сферы, состояния надстроечных отношений, от характеристик общественного сознания, уровня развития национальной экономической науки.

Считается, что нынешняя экономическая система Запада также входит в заключительную фазу той «длинной волны» экономического развития, начало которой было положено в 60-е годы XX века под воздействием НТР, всплеска европейской экономической интеграции, мирового нефтяного кризиса и др. И действительно мы видим, что вновь актуализируется проблема выбора. Ожидается, что в ближайшие 10-15 лет вполне допустимы радикальные изменения в отношениях присвоения, в функционировании финансового капитала и способах обеспечения экономической координации.

2. В рамках экономической системы имеет место эволюционный переход от одного хозяйственного механизма к другому.

Такие изменения протекают  в первую очередь под воздействием концентрации и централизации национального  производства, экономической интеграции, изменения структуры корпоративной собственности. Они сопровождаются обогащением «пучка прав собственности» и т. д.

Обычно скорость трансформации  хозяйственного механизма зависит  от глубины и характера протекания периодических экономических кризисов. При таком переходе национальная экономика спонтанно приспосабливается к изменяющимся внутренним и внешним условиям за счет внедрения новых форм и методов хозяйствования.

3. В стране из-за ошибок, допущенных в коридорах власти при выработке стратегии развития, резко тормозится процесс адаптации национальной экономической модели к изменяющимся эндогенным и экзогенным условиям. Не реализуются обозначенные выше генетические принципы функционирования современной экономической системы рыночного типа. В итоге страна входит в полосу длительной социальной нестабильности. Выход из данной ситуации обусловливает необходимость специального переходного периода.

4.' Проводится насильственный исторический эксперимент, связанный, например, с революционной заменой капиталистического строя социалистическим (так называемая прогрессивная мутация).

В переходный период от капитализма  к социализму обычно формируется  одноукладная экономика, исключаются  реальные товарно-денежные отношения, утверждается «государственный социализм». Правящим классом становится партийная и государственная бюрократия, безраздельно господствующая в условиях азиатского способа производства.

5. Страна, спасаясь от  голода, национального позора и  других последствий насильственного  социалистического эксперимента, отказывается от устарелых догм и берет курс на формирование цивилизованной экономической системы рыночного типа. В такой исторически ответственный промежуток времени, когда ликвидируется необоснованное «забегание вперед», также складывается переходная экономика.

Главными задачами, переходного периода выступают:

    1. Преодоление кризисных явлений (спад, инфляция, безработица) и обеспечение стабилизации социально-экономической сферы.
    2. Либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы.

Национальная модель переходной экономики призвана решать:

Информация о работе Моделирование в развитии макроэкономики