Молодежь как специфическая социально-демографическая группа в сфере занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая рпабота по зан.нас.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

     Молодые люди зачастую не имеют активной позиции  в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

     Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

     Другим  важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

     Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

     Необходимо  проводить специальные курсы  для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.

     В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как уже упоминавшаяся  пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В  ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ

     Занятость студентов не только на временной, но на регулярной работе во время их учебы  в вузе - это реальность тех экономических  и социальных условий, в которых  оказалась к концу XX века сфера  высшего образования и рынка  труда нашей страны. Об этом говорят и численность работающих студентов, и причины начала трудовой деятельности во время учебы в вузе.

     Среди таких причин есть общие для всех групп населения - масштабность и  глубина структурной перестройки  в экономике, большее разнообразие экономической практики; снижение уровня материального благополучия основной части населения - и специфические для студенчества - резкое и значительное по величине ухудшение экономического положения вузов, сокращение государственного распределения выпускников вузов по местам работы и возможностей для студентов получить опыт работы во время обязательной практики; отказ большинства вузов от ответственности за организацию досуга студентов.

     Сегодня работа для студента - получение  практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

     Есть  основания предполагать, что недавний экономический кризис 2010 года года внес определенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемы трудоустройства, с одной стороны, с другой - открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованности по некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшего роста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающих студентов.

     Актуальность  проблемы и реальная возможность  ее решения дает основания для  некоторых рекомендаций в области  решения проблем студенческой занятости в России.

     Необходима  программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка  труда: 

- отдельные вузы  города и департамент высшего  образования;

- потенциальные  работодатели студентов, их ассоциированные представители;

- специализированные  службы занятости городской и  областной администрации;

- организации,  участвующие в деятельности трудоустройству  и адаптации молодежи и студентов  на рынке труда на коммерческой  основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования);- общественные организации, выступающие как в роли работодателя, так и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников; Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к «проблемным» вузам и специальностям.

     Важнейшими  ее направлениями должны стать:

- Область управления студенческой занятостью:

- Обучение студентов  процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.);

- Принятие мер  по расширению потенциального  объема спроса на работника-  студента (как стажера, так и  полноценного работника) с разработкой  системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация  затратная дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.);

- Содействие  в разработке приемлемых форм  сотрудничества студента и работодателя  с необходимым учетом интересов  и прав обеих сторон. Область  организации учебного процесса;

- Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.

- Сотрудничество по линии «вуз-государство-работодатель» в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)

- Область контроля и исследовательской деятельности, продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест.

- Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников;

- Использование  полученных данных для разработки  рекомендаций субъектам студенческой  занятости.

     Одним из элементов комплексного подхода  к решению проблем может стать  создание специального агентства студенческой занятости в кооперации  Квасницский В.Н., Журавлева Т.Б. Демографическая характеристика труда выпускников учебных заведений / Народонаселение. № 2 .Таким образом, для обеспечения занятости молодежи у нас в стране разработаны и претворены в жизнь со стороны государственных органов некоторые программы и мероприятия по содействию в трудоустройстве населения. Разработка такой системы управления рынком труда предполагает значительные затраты как материальных, так и нематериальных. Требуется немало усилий для сбора, группировки и анализа информации, на основе которой принимаются управленческие решения, определяются тенденции развития рынка труда как в целом, так и по его отдельным составляющим. Для совершенствования данной системы необходим целый комплекс мер по развитию программ в сфере занятости населения, среднего и малого бизнеса в стране, поддержке промышленных и производственных отраслей экономики.

1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ  ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ

     Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы. По состоянию на декабрь 69,6 млн. человек, по данным Росстата, были заняты экономической деятельностью в РФ, а 5,4 млн. - нет, хотя возраст им это позволял. Речь идет, подчеркнем, не только о тех, кто встал на учет в службы занятости, а обо всех, кто действительно хотел трудоустроиться. Иными словами, приведенные цифры характеризуют уровень безработицы, рассчитанный по методике Международной организации труда (МОТ). По сравнению с декабрем 2009 года численность незанятых значительно сократилась - на 781 тыс. человек, или на 12,7%. Если же взять год в целом, то в среднем в 2010-м численность безработных составила 5,6 млн. человек, это на 11,4% меньше, чем в 2009-м. Неблагоприятное положение на молодежном рынке труда определяется, в частности, изменением структуры экономически активного населения Е. Зубченко «Новые известия» № 3 от 24.01.2011. Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодых людей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи сократилась в общем количестве активного населения по возрастной группе до 20 лет с 3,7 до 2,3%, по группе 20-24 лет - с 11,3 до 10,2%. Доля молодежи 25-29 лет увеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активна в предложении своего труда, что свидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и о достаточном уровне ее профессиональной подготовки. Уменьшение в составе рабочей силы доли подростков и молодых людей до 24 лет можно объяснить их вовлечением в образовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем.

     Наряду с этим за период 2008-2010 гг. выросла численность молодежи в составе экономически неактивного населения с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (среди них свыше 40% - учащиеся и студенты учебных заведений). Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количестве безработных на конец 2005 г. доля выпускников общеобразовательных учреждений составила 3,2%; высших учебных заведений - 1,4%; учреждений среднего профессионального образования - 2,3%.С одной стороны, это - следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессионального образования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям - около трети закончивших, по высшим учебным заведениям - не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый - среднее специальное и почти каждый шестой - начальное профессиональное.

     Очевидно, сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценке роли подготовки рабочих кадров качественного уровня, составляющих ѕ общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны /А. Долгова, И. Жукова / Человек и труд. 2007. №8. Более чем вдвое возросла численность выпускников вузов, что даже превышает число выпускников средних школ. США и КНР объявили, что и для них всеобщая «вышка» является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон об обязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников: образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом при повальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет, скоро будет.

     На  рынке труда появился продукт, который  по степени расхватываемости и роста  объемов продаж похож на мобильные  телефоны. Это продукт - диплом о  высшем образовании. Люди стали приходить  не за знаниями, а за дипломом. Образование  на рынке - это такой же товар, услуга. И вузовский диплом - всего лишь сертификат качества этого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способ трудоустройства - через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.

     Развитие  экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие  требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт. Проблема безработицы касается всей части экономически активного населения, но особенно серьезна для молодых людей. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность.

     Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии.

     Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда. Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы, сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы. Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.

     Современное состояние российского рынка  труда предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.

     Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к  сокращению безработной молодежи. Часто  работодатели буквально сбиваются  с ног в поисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу. Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.

Информация о работе Молодежь как специфическая социально-демографическая группа в сфере занятости населения