Молодежь как специфическая социально-демографическая группа в сфере занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА
1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЗАНЯТОСТИ
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Глава II. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая рпабота по зан.нас.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

     Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, при этом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации. Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, он должен обладать рядом качеств, удовлетворяющих запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.

     Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.

     Во-вторых, необходимо вести активный поиск  работы, используя все источники  информации.

     Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда/ Курапова О.А. / http:/www.SCTаvolsu.ru

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР В СФЕРЕ  ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ

     Профессиональное  становление личности начинается еще  во время учебы в школе - именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы  оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно. Стремясь всемерно содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления:- стадия оптации (12-17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;- стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;- стадия развития профессионала (от 23 лет) - вхождение в систему межличностных отношений и профессиональных общностей и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

     Согласно  данной периодизации процесс профессионального  самоопределения наиболее успешен  на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны. Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова / Человек и труд. 2007. № 1. Сегодня многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).На последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

     Весьма  полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки. Их назначение - повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно - обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

     Очень важное направление снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов - развитие систем профессионального отбора и  профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг \Т. Бабушкина, М Гарсия-Исер\ Человек и труд. 2005. № 6. С. 41-43.

     Статистика  показывает, что каждый год в службу занятости г. Улан-Удэ обращается не менее 60 тыс. молодых людей, которые  приходят за помощью в трудоустройстве. Часть из них составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2010 году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяет еще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников. 

2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ  МОЛОДЕЖ

     В соответствии с рекомендацией МОТ  № 195 «о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное  обучение» перед государствами - членами мот стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта»

     Службе  занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль. К сожалению, в настоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными даже по сравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее она имеет право выступать в качестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределах регионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приема учащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по труду на местах с учетом запросов работодателей.

     Значительную  роль призвано сыграть заключение различного рода договоров или соглашений (двух-, трехсторонних) между органами ГСЗН, работодателями и образовательными учреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации и переподготовки кадров на действующих предприятиях и в организациях. Следует иметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействия предприятий и учебных заведений существенно трансформировались. В частности, наблюдается переход от единовременных договоров к постоянному взаимодействию предприятий и учебных заведений.

     С учетом процессов, происходящих в сфере  занятости, следовало бы ускорить подготовку на федеральном уровне нормативной  правовой базы по целому ряду назревших  вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах, об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи, разрабатывать и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных норм.

     На  региональном уровне было бы оправданным  применять квотирование рабочих мест для молодежи, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны А. Долгова, И. Жукова / Человек и труд. 2007. №8.

2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ  МОЛОДЕЖИ

     Активная  молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны.

     Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило  Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.

     Цель  стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

     Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и  возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах  России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

     Данная  политика формируется и реализуется  органами государственной власти и  местного самоуправления при участии  молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

     В связи со стремительным старением  населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

     Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

     Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

     Учитывая  масштаб задач, стоящих перед  страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий  для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

     Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные  ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: - Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; - Выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; - Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Информация о работе Молодежь как специфическая социально-демографическая группа в сфере занятости населения