Монетарная политика в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы:
определить сущность монетарной политики, рассмотрев ее понятие, цели, виды и инструменты,
рассмотреть теоретические концепции денежно-кредитного регулирования,
проанализировать особенности денежно кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе, рассмотрев ее проблемы и перспективы развития.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 168.71 Кб (Скачать файл)

Таргетирование - установление прямых ограничений роста объемов денежной массы.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

 

 

Раздел 2. Основные концепции денежно-кредитной политики государства

2.1 Неоклассическая  теория как одна из основ  денежно-кредитного регулирования

 

Наиболее ранними учеными - экономистами, выдвинувшей представления о денежном обращении и регулировании экономики с помощью денег, стали представители классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в.: Д. Юм, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, А. Пигу, И. Фишер и др. По их мнению, рыночная экономика - это эффективная саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, которая может обходиться без постоянного контроля над экономическим сектором со стороны государства. Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. Деньги же рассматривались ими, как средство выражения стоимости произведенной продукции, определения объемов инвестиционных вложений, определения дохода. Многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики.

Наиболее известными являются следующие варианты неоклассической теории:

  • трансакционный подход И. Фишера;
  • теория кассовых остатков.

Ирвинг Фишер - американский экономист, выдающийся представитель математической школы в экономической теории, один из создателей и первый президент Международного эконометрического общества, разработавший и объяснивший в своих трудах концепцию зависимости между величиной денежного обращения и уровнем товарных цен. Данную зависимость можно проследить, рассмотрев уравнение обмена:

 

MV = PT, где:

М - количество денег в обращении,

V- трансакционная скорость обращения денег

P- цена типичной сделки,

T- количество сделок за определенный период времени.

MV = PT - цены стабильны;

MV < PT - цены снижаются;

MV > PT - цены растут.

Слабость трансакционного подхода И. Фишера заключается в том, что при расчете спроса на деньги он принимает во внимание лишь денежные средства, находящиеся в обращении, но не учитывает деньги в их функции средства накопления.

В 1920-е гг. появляется предложенная английским экономистом, Альфредом Маршаллом, так называемая теория кассовых остатков, или кембриджская версия количественной теории денег. В данной теории, в отличие от концепции И. Фишера, определяется количество денег, которое индивиды хотели бы иметь для осуществления всех трансакций, а не количество денег, необходимое экономике для реализации всех обменных операций. Таким образом, объектом анализа здесь является спрос на деньги со стороны отдельных индивидов, а не экономики в целом. Кембриджскую версию количественной теории денег и цен отражает формула:

 

М = kPY, где:

М - номинальное количество денег,

P - уровень цен на товары и услуги (дефлятор ВВП),

Y - реальный доход общества за определенный период времени (реальный ВВП),

PY - номинальный доход,

k - коэффициент ликвидности (степень монетизации ВВП).

M - предложение денег, задаваемое государством,

kPY - спрос на деньги, определяемый общим номинальным доходом общества с учетом того, что часть его хранится в виде наличности и временно изымается из обращения.

Вследствие выдвижения в качестве своего основополагающего принципа жесткую зависимость уровня цен от предложения денег, не признавая других вариантов развития этой теории, количественная теория денежного обращения потерпела чувствительное фиаско в 30 - е годы XX в. и стала объектом критики.

 

2.2 Кейнсианская  теория денежно-кредитного регулирования

 

Антиподом неоклассической теории является теория спроса на деньги, представленная Дж. Кейнсом. Она является наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы. Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности, по Кейнсу, означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме. Кейнс сформулировал три мотива хранения сбережений в денежной форме: транcакционный, спекулятивный и мотив предосторожности.

Транcакционный мотив означает, что хозяйствующий субъект будет хранить определенную часть своих денежных средств в наличной форме для того, чтобы финансировать этими деньгами свои ежедневные расходы. Например, домохозяйству постоянно нужны деньги на покупку еды, на оплату проезда, других услуг.

По вертикальной оси отложим банковскую ставку процента (R), а по горизонтальной - объем денежной массы (М). Вертикальная линия спроса на деньги показывает, что независимо от величины процента, определенная сумма денег (ОМо) находится на руках у домохозяйств. То есть она не будет вложена ни в банковский сектор, ни в реальный сектор экономики в качестве инвестиции, а будет использоваться для расчетов.

Трансакционный спрос зависит от следующих факторов:

а) уровня цен, чье повышение закономерно повышает денежный спрос;

б) реального объема производства, по мере расширения которого растут и реальные доходы, так что населению требуется больше денег для их превращения в товары и услуги;

в) скорости обращения денег, нарастание которой объективно снижает потребность в деньгах.

Спекулятивный мотив, обусловленный желанием выгодно использовать сбережения, поощряет хозяйствующего субъекта вкладывать деньги в проекты, обеспечивающие наибольшую доходность. Как мы определили, деньги перемещаются между реальным и банковским сектором экономики. Поэтому когда доходность в реальном секторе экономики будет более высокой, чем в банковском, то деньги из банковского сектора уйдут в реальный. В противном случае из реального сектора экономики деньги вернутся в банковский сектор.

 

 

По вертикали отражается банковский сектор экономики, а по горизонтали - реальный. Наклонная линия спроса на деньги характеризует отток денег из банковского в реальный сектор (с M1 до М2) в связи с уменьшением процентной ставки (с R1 до R2), а значит и доходности от банковских вложений. Наоборот, если же мы поднимаемся по линии спроса, то видим, что с ростом процентной ставки происходит приток денежных средств в банковский сектор из реального в связи с сокращением доходности в последнем.

Мотив предосторожности - это желание хранить деньги для непредвиденных обстоятельств, например, внезапной болезни, несчастных случаев, срочного ремонта автомобиля и т.д. По своей сути мотив предосторожности близок к транзакционному мотиву. Хозяйствующий субъект, не уверенный в прибыльности инвестиционных проектов, будет хранить деньги в наличной форме и при неблагоприятном развитии событий в экономике страны он не понесет крупных потерь. Хотя в данном случае он не застрахован от инфляции, в какой бы валюте он ни хранил свои сбережения.

Дж. Кейнс и его последователи утверждали, что государство, используя методы денежно-кредитной политики, может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост. Однако в большей мере отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. «Провалы» кейнсианской теории денежного обращения состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

В целом в 70-х годах XX столетия наблюдался кризис кейнсианской школы, приведший к развитию в экономической науке нового направления - монетаризма.

 

2.3 Неоконсервативный подход (монетаризм) в денежно-кредитном регулировании

 

Главными теоретиками современного монетаризма являются известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен и американский экономист чикагской школы Анна Шварц.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости. Взгляды монетаристы и кейнсианцев расходятся не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. По их мнению, рыночная экономика достаточно устойчивый механизм, который способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Именно поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государственного регулирования экономики, отстаивают принципы свободной конкуренции. Решающим фактором развития производства выступают деньги. Чрезмерное государственное вмешательство в экономику может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики, которая выражается уравнением обмена И. Фишера, представленным выше.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Это выражается следующей зависимостью:

 

kM = PY, где

k - коэффициент при постоянстве V (скорости обращения денег).

Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП.

Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, т.к. это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм, используя «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Каждый человек формирует определенную структуру своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что, в свою очередь, приводит к росту объемов ВНП.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег - в пределах 3-5% в год. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике. Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

 

 

Раздел 3 Центральный Банк: его роль в осуществлении монетарной политики.

3.1 Сущность и  функции Центрального Банка РФ

 

В России монетарная политика имеет название денежно кредитная-политика и осуществляет ее Центральный банк России, а разрабатывают Центральный банк и Правительство (Минфин).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Его правовой статус, функции, принципы организации и деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а так же Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В осуществлении своих функции и полномочий, предусмотренных законодательством, Банк России обладает независимостью от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Финансовая независимость заключается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам Центрального Банка. Установлен запрет кредитования Банком России федерального бюджета и бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете). Политическая независимость проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством Российской Федерации. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам назначения на должность и освобождения от нее Председателя Банка России. Так же Государственная Дума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка Росси.

Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе