Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
определить сущность монетарной политики, рассмотрев ее понятие, цели, виды и инструменты,
рассмотреть теоретические концепции денежно-кредитного регулирования,
проанализировать особенности денежно кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе, рассмотрев ее проблемы и перспективы развития.
Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики отражают цели политики Банка России и задают ключевые ориентиры эволюции монетарной сферы российской экономики.
Целями деятельности Банка России являются:
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Для достижения этих функций Банк России выполняет следующие функции:
Как орган монетарной власти:
Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций:
Как расчетный центр банковской системы:
Как банкир Правительства Российской Федерации:
3.2 Перспективы
развития денежно-кредитной
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года).
Расчеты по денежной программе на 2012-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона “О федеральном бюджете на плановый период 2012 и 2013 годов”
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2013 годов.
При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%. При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое согласно прогнозу в 2012-2013 будет происходить за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно. Как предусмотрено “Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на плановый период 2012-2013 годов”, в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе в 2012 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году -1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2012 году указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2012 и 2013 годах объем чистого кредита расширенному правительству будет снижаться на 0,1 трлн. рублей.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2012 и 2013 годах прогнозируется увеличение ЧМР на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Заключение
Кредитно-денежная политика играет большую
роль в политике государства и в экономической
жизни нашей страны. Она способствует
развитию экономики, стабилизации общественных
отношений, развитию научно-технического
прогресса, наукоёмких производств, снижению
социальной напряженности, стабилизации
государства в целом.
В данной работе были изучены цели кредитно-денежной политики, методы и инструменты государственного регулирования экономики, также выявлены её сильные и слабые стороны.
Проведённые мной исследования данной темы позволили сделать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика
является совокупностью
2. Современные модели
денежной политики базируются
и на кейнсианских и на
3. Методы денежно-кредитной политики делятся
на две группы: общие (влияют на рынок ссудного
капитала в целом) и селективные (предназначены
для регулирования конкретных видов кредита
или кредитования отдельных отраслей,
крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся
учетная (дисконтная) политика, изменение
норм обязательных резервов и операции
на открытом рынке. Среди селективных
методов выделяются прямое ограничение
резервов банковских кредитов и контроль
по отдельным видам кредитов.
4. С помощью инструментов центральный
банк реализует цели денежно-кредитной
политики: поддержание на определенном
уровне денежной массы (жесткая монетарная
политика) или ставки процента (гибкая
монетарная политика). Выбор вариантов
денежно-кредитной политики зависит от
причин изменения спроса на деньги.
5. Банком России в основном
используются такие
6. Специфика современной российской экономики
накладывает значительные ограничения
на применение ряда инструментов денежно-кредитной
политики. Каждый денежно-кредитный инструмент
имеет свою ограниченную сферу применения
и по существу не может быть заменен другими
инструментами. Реально действующими
в настоящее время являются нормативы
обязательных резервов, рефинансирование,
проведение депозитных операций, валютные
интервенции.
7. Совокупность государственных
мероприятий в области
Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.