Монополии как объекты рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Введение.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Неконтролируемый рост цен  в условиях дефицита на потребительском  рынке, их экономическая необоснованность на отдельные виды товаров и услуг, а также необходимость защиты интересов потребителей обусловили необходимость существенных изменений  государственной политики в области  цен Кыргызской Республики. С 1993 года в республике стал утверждаться реестр хозяйствующих субъектов – монополистов Кыргызской Республики, который ежегодно формируется и утверждается органами антимонопольной политики КР. В данный реестр включаются хозяйствующие субъекты – монополисты, если их доля на соответствующем товарном рынке определенного товара превышает 35% или величину, ежегодно устанавливаемую антимонопольным органом по данной группе сопоставимых товаров и услуг и хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на нем, нарушая антимонопольное законодательство.

 

 

  1. Современная монополия как объект государственного регулирования. Типы монополий и их воздействие на развитие национальной экономики.

Перед тем как приступить к рассмотрению настоящей темы, следует  рассмотреть понятие монополии  и сущность монопольной власти на рынке.

Монополия — фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких  товаров-заменителей. Фирма обладает монополией, если она — единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

• Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

• Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.

• Издержки производства таковы, что максимальная эффективность  производства возможна при наличии  на рынке единственного производителя.

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими.

Монополия представляет собой  крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия  всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию  и управление экономикой, которая  основывалась на господствующей государственной  собственности на средства производства.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения своих прибылей. Одной  из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно  сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного  предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение  нескольких предприятий одной сферы  производства, участники которого сохраняют  собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение  ряда предприятий одной отрасли  промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный  продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение  ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн  — это объединение десятков и  даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия  может существовать лишь при несовершенной  конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами.

Рынок монополистической  конкуренции с дифференциацией  продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного  вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на экономику  страны. Оно может быть, как положительным  так и отрицательным.

Отметим сначала положительное  влияние монополии на экономику:

  1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но и низких издержек производства.
  2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали появлению новых производств, ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это капитало и наукоемкие производства, «неподъемные» для мелких и средних товаропроизводителей.
  3. Монополии способствуют устойчивости многих мелких и средних предприятий, являясь заказчиками для них.
  4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, более стабильна занятость, чем на немонополизированных предприятиях. Это имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Информация о работе Монополии как объекты рыночной экономики