Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:13, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.
Однако наряду с положительным монополии начали оказывать и отрицательное воздействие на национальную экономику и общество:
Во всех странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.
Разработка и принятие
антимонопольного законодательства —
одно из самых важных средств такого
государственного регулирования экономики.
В современный период главная
особенность этого
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Переход к рыночной экономики
в Кыргызской Республике сопровождается
возникновением в ее экономико-правовой
жизни нового явления – антимонопольной
политики и антимонопольного законодательства,
которые считаются неотъемлемой
частью рыночных реформ. Их возникновение
вызвано объективной
Антимонопольная политика Кыргызской Республики основывается на антимонопольном законодательств.
Антимонопольная политика и
антимонопольное
Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты и развития конкуренции и направлено на ограничение, предупреждение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков Кыргызской Республики.
Ограничение монополистической
деятельности - прямое ограничение
участков делового оборота (коммерческих
и некоммерческих организаций, органов
исполнительной власти и их должностных
лиц) в правоспособности, в осуществлении
определенных действий, в принятии
определенных решений. Ограничение
реализуется средствами создания законодательством
своеобразных рамок, правил поведения,
ограничивающих права, свободу и
самостоятельность
Предупреждение
Пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
- это установленные правовыми
актами процедуры, в результате которых
действия (бездействия) хозяйствующих
субъектов и органов власти могут
быть квалифицированы как
По признакам нарушения Закона на основании данных СМИ, жалоб предпринимателей, по собственной инициативе или на основании других источников возбуждается и рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства. Порядок сроки рассмотрения регламентированы специальным нормативным актом: «Порядок рассмотрения дел по нарушениям антимонопольного законодательства». По результатам дела выдается предписание хозяйствующему субъекту, органу исполнительной власти об устранении нарушений, восстановление первоначального положения, отмене заключенного соглашения или договора. В случае невыполнения предписания антимонопольным органом может быть наложен штраф или дело передано в суд.
Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики предусматривает также принудительное разделение монопольных компаний в случае злоупотребления ими своим доминирующем положением. Такая акция совершается по решению суда на основании иска антимонопольного органа после проведения им тщательного анализа на предмет возможности и оптимальности такого разделения с учетом множества экономических факторов.
В сфере действия настоящего
Закона антимонопольным органом
и отраслевыми органами государственного
регулирования в пределах своей
компетенции применяются
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
- установление предельного уровня рентабельности;
- определение потребителей
(абонентов), подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их
- установление величины торговой надбавки;
- регулирование, осуществляемое
путем установления
В целях предотвращения возможного
злоупотребления доминирующим положением
хозяйствующими субъектами и ограничения
конкуренции антимонопольным
- реорганизации (слиянии,
присоединении, преобразовании) хозяйствующих
субъектов (их объединений), если
это приводит к появлению
- ликвидация субъектов
естественных и разрешенных
- слияние, присоединение и ликвидация государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение.
Так благодаря вышеназванным
механизмам, производится регулирование
и контроль со стороны антимонопольных
органов Кыргызской Республики за монополистической
деятельностью.
В Кыргызстане насчитывается 198 компаний-монополистов, из числа которых – 39 естественных монополий и 16 разрешенных. Об этом на заседании комитета парламента КР по экономической стратегии, инвестиционной политике и туризму заявила замглавы Гос агентства антимонопольного регулирования Динара Молдошева.
Не слишком ли много
для такой маленькой
– Дело совсем не в количестве
монополий, а в их эффективности,
– считают эксперты. – В Кыргызстане
отсутствует макро регулируемая
политика, а антимонопольное
И данное количество монополистов не является максимальным.
– Нужно смотреть не на число компаний, а на количество их выпускаемой продукции, – сообщает эксперт. – А это не такие уж большие объемы. В Кыргызстане монополистами в основном являются такие компании, как «Северэлектро» или «ГазпромНефтьАзия». Более того, у нас только около 300 000 хозяйственных субъектов, которые также являются монополистами. А вот по поводу антимонопольного законодательства, отмечу, что оно требует доработки, поскольку при прежнем руководстве законы были составлены таким образом, что антимонопольщики не имели права проверять те или иные компании. К примеру, взять сегодняшнюю ситуацию, когда в республику импортируется сахар, а Госагентство не имеет полномочий провести необходимую проверку.
В 2012 году в Кыргызстане 16
субъектов дополнительно
По его словам, такие
решения приняты в соответствии
с нормативно-правовыми актами, принятыми
ранее. За этот период проанализированы
рынки угля, пшеницы, муки, транспорта,
государственных услуг. На стадии завершения
мониторингов находятся также рынки
электроэнергетики и
Только с июня по ноябрь 2012 года антимонопольным органом было выявлено нарушений законодательства на сумму 49 млн 392 тысячи сомов. Также произведен перерасчет с потребителями на сумму 1 млн 385 тысяч сомов.
Заключение.
Изучив предложенную тему,
следует отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы помешать фирмам заполучить
неограниченную рыночную власть, расширить
возможности конкуренции и
Цели антимонопольной
политики должны заключаться главным
образом не только в устранении всех
случаев доминирующего
В противовес политике регламентирования
и искусственной
В связи с этим новый
этап демонополизации экономики
будет связан, в первую очередь, с
расширением товарообмена, снижением
или устранением барьеров входа
на рынке, формирования крупных региональных
товарных рынков. Национальная комиссия
в целях устранения административных
барьеров входа на рынки проводит
сокращение лицензируемых видов
деятельности, упрощение самой процедуры
и сокращение материальных и временных
затрат предпринимателя, а также
усиления ответственности лицензиаров
за неправомерные действия. Кроме
того, проводится постоянный анализ деятельности
органов исполнительной власти в
части регистрационной и
Антимонопольный орган играет
большую роль в сфере государственного
регулирования субъектов
Информация о работе Монополии как объекты рыночной экономики