Монополии как объекты рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Однако наряду с положительным  монополии начали оказывать и  отрицательное воздействие на национальную экономику и общество:

  1. Монополии с самого начала подавляют конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества.
  2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению.
  3. Поскольку монополия предстает единственным в роли единственного производителя и продавца какого – то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его предсказуемым, но не в интересах потребителя.
  4. Монополии способны сдерживать научно – технический прогресс, в целях увеличения прибыли за счет повышения цен, а не снижения издержек.
  5. Сущность и содержание антимонопольной политики

Во всех странах в настоящее  время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового  права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства —  одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная  особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При  этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или  локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают  значительную или преобладающую  часть отраслевой продукции и  благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную  монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая  черта олигополистического рынка  — взаимодействие конкурентных и  монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное  законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование  конкурентных отношений возникло в  середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость  в правовом регулировании методов  и средств ведения конкуренции  с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Переход к рыночной экономики  в Кыргызской Республике сопровождается возникновением в ее экономико-правовой жизни нового явления – антимонопольной  политики и антимонопольного законодательства, которые считаются неотъемлемой частью рыночных реформ. Их возникновение  вызвано объективной необходимостью государственного регулирования экономических  процессов становления и развития рынка, ограничения монополизма  и поддержки конкуренции, предпринимательства, создания экономических основ политической демократии.

Антимонопольная политика Кыргызской Республики основывается на антимонопольном  законодательств.

Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство Кыргызской Республики и насчитывают уже более чем 15-летний опыт и практику. Конкурентная политика затрагивает все слои современного общества и занимает одно из главных мест в регулировании рыночных отношений. Цель конкурентной политики - это защита и развитие конкуренции через предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты и развития конкуренции  и направлено на ограничение, предупреждение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а  также на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования рынков Кыргызской Республики.

Ограничение монополистической  деятельности - прямое ограничение  участков делового оборота (коммерческих и некоммерческих организаций, органов  исполнительной власти и их должностных  лиц) в правоспособности, в осуществлении  определенных действий, в принятии определенных решений. Ограничение  реализуется средствами создания законодательством  своеобразных рамок, правил поведения, ограничивающих права, свободу и  самостоятельность хозяйствующих  субъектов и органов исполнительной власти.

Предупреждение монополистической  деятельности - осуществляется средствами государственного контроля за концентрацией  производства и капитала. Это направление  связано с контролем за сделками, в которых принимают участие  коммерческие организации, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в процессе создания, реорганизации  и ликвидации коммерческих организаций  и их объединений, а также приобретение хозяйствующими субъектами и гражданами акций, паев, долей участия в основном капитале других хозяйствующих субъектов.

Пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции - это установленные правовыми  актами процедуры, в результате которых  действия (бездействия) хозяйствующих  субъектов и органов власти могут  быть квалифицированы как противоправные. В таком случае определяются меры гражданского, административного и  уголовного воздействия, нейтрализующие негативные последствия нарушения  антимонопольного законодательства.

По признакам нарушения  Закона на основании данных СМИ, жалоб  предпринимателей, по собственной инициативе или на основании других источников возбуждается и рассматривается  дело о нарушении антимонопольного законодательства. Порядок сроки  рассмотрения регламентированы специальным  нормативным актом: «Порядок рассмотрения дел по нарушениям антимонопольного законодательства». По результатам  дела выдается предписание хозяйствующему субъекту, органу исполнительной власти об устранении нарушений, восстановление первоначального положения, отмене заключенного соглашения или договора. В случае невыполнения предписания  антимонопольным органом может  быть наложен штраф или дело передано в суд.

Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики предусматривает  также принудительное разделение монопольных  компаний в случае злоупотребления  ими своим доминирующем положением. Такая акция совершается по решению  суда на основании иска антимонопольного органа после проведения им тщательного  анализа на предмет возможности  и оптимальности такого разделения с учетом множества экономических  факторов.

В сфере действия настоящего Закона антимонопольным органом  и отраслевыми органами государственного регулирования в пределах своей  компетенции применяются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий (далее - методы регулирования):

- ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- установление предельного  уровня рентабельности;

- определение потребителей (абонентов), подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление  минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуемом) субъектом естественной и разрешенной монополий, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

- установление величины  торговой надбавки;

- регулирование, осуществляемое  путем установления обязательств для инженерно-технических служб, являющихся субъектами естественных и разрешенных монополий, осуществление развития соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуемом) данным субъектом.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и ограничения  конкуренции антимонопольным органом осуществляется государственный контроль в следующих случаях:

- реорганизации (слиянии,  присоединении, преобразовании) хозяйствующих  субъектов (их объединений), если  это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;

- ликвидация субъектов  естественных и разрешенных монополий;

- слияние, присоединение  и ликвидация государственных  и муниципальных предприятий,  если это приводит к появлению  хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение.

Так благодаря вышеназванным  механизмам, производится регулирование  и контроль со стороны антимонопольных  органов Кыргызской Республики за монополистической деятельностью. 

 

  1. Государственный реестр предприятий – монополистов, действующих на товарных рынках Кыргызстана

В Кыргызстане насчитывается 198 компаний-монополистов, из числа  которых – 39 естественных монополий  и 16 разрешенных. Об этом на заседании  комитета парламента КР по экономической  стратегии, инвестиционной политике и  туризму заявила замглавы Гос агентства антимонопольного регулирования Динара Молдошева.

Не слишком ли много  для такой маленькой республики, как Кыргызстан, компаний-монополистов?

– Дело совсем не в количестве монополий, а в их эффективности, – считают эксперты. – В Кыргызстане  отсутствует макро регулируемая политика, а антимонопольное законодательство не соответствует требованиям. Вместо того, чтобы периодически вносить  поправки в Налоговый и Таможенный кодексы, необходимо полностью менять Антимонопольное законодательство, в котором будут отражены, прежде всего, интересы потребителей. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране и ценовой диапазон, дробление  компаний-монополистов может привести к падению рынка в целом.

И данное количество монополистов не является максимальным.

– Нужно смотреть не на число  компаний, а на количество их выпускаемой  продукции, – сообщает эксперт. –  А это не такие уж большие объемы. В Кыргызстане монополистами  в основном являются такие компании, как «Северэлектро» или «ГазпромНефтьАзия». Более того, у нас только около 300 000 хозяйственных субъектов, которые также являются монополистами. А вот по поводу антимонопольного законодательства, отмечу, что оно требует доработки, поскольку при прежнем руководстве законы были составлены таким образом, что антимонопольщики не имели права проверять те или иные компании. К примеру, взять сегодняшнюю ситуацию, когда в республику импортируется сахар, а Госагентство не имеет полномочий провести необходимую проверку.

В 2012 году в Кыргызстане 16 субъектов дополнительно включены в реестр естественных и разрешенных монополий

По его словам, такие  решения приняты в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми  ранее. За этот период проанализированы рынки угля, пшеницы, муки, транспорта, государственных услуг. На стадии завершения мониторингов находятся также рынки  электроэнергетики и авиаперевозок.

Только с июня по ноябрь 2012 года антимонопольным органом  было выявлено нарушений законодательства на сумму 49 млн 392 тысячи сомов. Также  произведен перерасчет с потребителями  на сумму 1 млн 385 тысяч сомов.

 

Заключение.

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Цели антимонопольной  политики должны заключаться главным  образом не только в устранении всех случаев доминирующего положения  компаний на рынке или монополий, а в том, чтобы предотвратить  или устранить злоупотребление  доминирующим положением или монополизмом, которые могут нанести ущерб  всем операторам рынка. В этом плане  базовой категорией антимонопольного законодательства является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара..

В противовес политике регламентирования  и искусственной реструктуризации, к которым может прибегнуть антимонопольный орган, более предпочтительным и эффективным предлагается подход, при котором усилия правительства направляются на создание таких условий, при которых рыночные силы сами устраняют доминирующее положение одной фирмы.

В связи с этим новый  этап демонополизации экономики  будет связан, в первую очередь, с  расширением товарообмена, снижением  или устранением барьеров входа  на рынке, формирования крупных региональных товарных рынков. Национальная комиссия в целях устранения административных барьеров входа на рынки проводит сокращение лицензируемых видов  деятельности, упрощение самой процедуры  и сокращение материальных и временных  затрат предпринимателя, а также  усиления ответственности лицензиаров  за неправомерные действия. Кроме  того, проводится постоянный анализ деятельности органов исполнительной власти в  части регистрационной и разрешительной процедур, возможности максимального  снижения уровня тарифов на оказанные услуги. Анализируется нормативная база, регламентирующая деятельность органов исполнительной власти, на предмет наличия конфликта интересов, оказывающего негативное влияние на развитие конкуренции.

Антимонопольный орган играет большую роль в сфере государственного регулирования субъектов естественных монополий. Если прежде такая работа велась в основном путем проверки правильности формирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и защиты прав потребителей, то в настоящее время, после принятия закона Кыргызской Республики «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» (1999 год) она несколько видоизменилась и будет осуществляться путем контроля за сделками, приобретениями акций (паев, долей участия), правилами предоставления услуг, практикой заключения договоров в целях недопущения злоупотребления доминирующим положением и сдерживания в отдельных случаях перехода от рынка естественной монополии к конкурентному рынку. 

Информация о работе Монополии как объекты рыночной экономики