Монополистическая ценовая дифференциация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

В экономике существует два типа крайних рыночных структур: совершенная конкуренция и монополия. Однако мы понимаем, что могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными и которые не контролируются одним единственным продавцом. В практике, такие модели встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут удержаться в нем надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников. Именно поэтому, монополия прибегает к различным «уловкам», используя свое лидирующее положение. Являясь единственным носителем предложения какого-либо товара, монополия сама диктует цены на свои товары. Тем самым, один и тот же товар может иметь различную стоимость на разных рынках сбыта.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть работы:
2.1. Теоретическая часть: основные понятия и определения
2.2. Практическая часть: монополистическая ценовая дифференциация на примере двух крупнейших российских монополистов - РЖД и Газпром
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

monopolisticheskaya_tsenovaya_differentsiatsia (2).docx

— 137.33 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки

Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет

Международный факультет  экономики, права и менеджмента

 

Кафедра экономики, финансов и статистики

 

 

 

 

Реферат по микроэкономике на тему:

«Монополистическая  ценовая дифференциация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                  студент 1 курса группы ММ4.12 Михеева А.С.

Проверил:                                      кандидат экономических наук, доцент И. И. Кочетков

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть работы:

           2.1. Теоретическая часть: основные  понятия и определения

           2.2. Практическая часть: монополистическая  ценовая дифференциация на примере двух крупнейших российских монополистов -  РЖД и Газпром

3. Заключение

4. Список использованной  литературы

 

Введение

          В экономике существует два типа крайних рыночных структур: совершенная конкуренция и  монополия. Однако мы понимаем, что могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными и которые не контролируются одним единственным продавцом. В практике, такие модели встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут удержаться в нем надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников. Именно поэтому, монополия прибегает к различным «уловкам», используя свое лидирующее положение. Являясь единственным носителем предложения какого-либо товара, монополия сама диктует цены на свои товары. Тем самым, один и тот же товар может иметь различную стоимость на разных рынках сбыта.

          Тема ценовой дифференциации действительно интересна и актуальна в настоящий момент. Данная работа посвящена рассмотрению модели монополистической конкуренции и тому, как монополия формирует цены на свои товары. Цель работы - изучить теоретические и практические аспекты осуществления дифференциации цен.

 

Основная часть  работы 
Теоретическая часть: основные понятия и определения.

Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Монополия (греч. “монос” – один, “полео” – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

В реальной жизни мы сталкиваемся с разными ценами на абсолютно  один и тот же продукт и разными  ценами на товар, дифференцированный по каким-то признакам (качество, местоположение, сервис, время, реклама и пр.) Различия цен объясняются либо ценовой  дискриминацией, либо дифференциацией  продукта, чаще всего производимой монополистом. За дифференциацией цен может скрываться ценовая дискриминация, которая во многих странах запрещена. Однако доказать ее наличие не так просто, хотя на практике имеются такие случаи, в частности, когда дифференциация цен ограничивает конкуренцию.

Термин "дифференциация" образован от латинского discriminatio, что  означает различие, различение. Под  ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и  тот же товар при условии, что  различия в ценах не связаны с  затратами. В общем виде речь может  идти либо о практике какой-либо отдельной  фирмы-продавца, либо о поведении  отдельного покупателя, если он сам  в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как это  наиболее часто встречающийся тип  дискриминации. (4)

Смысл дифференцированного  поведения состоит в том, чтобы  использовать все возможности для  назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это  значит, что дискриминации может  подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости  от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации  предполагает достаточно высокую степень  развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Лишь со временем возникают условия  для формирования того, что можно  назвать единой ценой товарного  рынка. 

Дифференциация цен выгодна предприятию. Цели дифференциации сводятся к: максимизации прибыли, сохранению спроса на продукт фирмы с помощью приверженности к марке, получению конкурентных преимуществ, завоеванию отдельных сегментов рынка и т.д.

          Одним из самых распространенных видов дифференциации является дискриминация. Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

          Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

  • продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага;
  • блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
  • покупатели должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.(2)

          Дифференциация цен проявляет себя в разных формах. К ним относят: 
- Региональную дифференциацию цен;

- Краткосрочную временную дифференциацию;

- Дифференциацию на основе различной продукции;

- Дифференциацию цен на основе покупок в «пакете» (ценообразование в «связке»);

- Дифференциацию цен по количеству покупаемого продукта («нелинейное ценообразование»);

- Дифференциация цен по каналам сбыта. Цены варьируются с целью привлечения покупателей. Простой формой такой дифференциации цен является установление цены на одинаковый продукт на одном канале выше, чем на другом. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса.

          Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. Существует несколько видов ценовой дискриминации. (5)

          Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.

Рис. 29.1. Совершенная ценовая  дискриминация

          Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

Рис. 29.2. Ценовая дискриминация  второй степени

Ценовая дискриминация третьей  степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая  конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации  первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей  степени предполагается разделение самих покупателей на группы или  рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

Рис. 29.3. Ценовая дискриминация  третьей степени

          Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

          К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Монополистическая ценовая дифференциация на примере двух крупнейших российских монополистов - РЖД и Газпром

 

          При политике дифференциации цен любая компания должна учитывать множество факторов: географические факторы, поведение покупателей, социальное положение и т.д. Именно поэтому компании сталкиваются со множеством трудностей.

          Первая компания, которую я хочу  рассмотреть – Российские Железные Дороги. ОАО «РЖД» — российская вертикально-интегрированная компания, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 год входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира.

          Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ составляет около 42 %, в пассажирообороте — около 33 %.

           Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1 млрд пассажиров и 1 млрд тонн грузов.

          В 2011 году грузоперевозки РЖД составили около 1,4 млрд тонн. Пассажирские перевозки за 2011 год достигли 992,4 млн человек.

          РЖД – монополистическая организация. На период сохранения монопольного положения ОАО «РЖД» в перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам.

          Ценовая дифференциация в этой  сфере выражена достаточно ярко. Рассмотрим это на примере поездки из Москвы в Арзамас.

          В среднем, цена билета на поезд из Москвы в Арзамас составляет 1 407 рублей. Стоимость билета в плацкартном вагоне от 1 067 рублей, а от 1 895 рублей можно купить жд-билеты Москва – Арзамас в купе. В плацкартном вагоне отсеки с общим коридором по 4 места и по 2боковых места. Купе эконом класса по 4 места, бизнес - по 2. Можем заметить, что затраты на перевозку для  фирмы одинаковы – неизменное количество топлива, машинистов, проводниц и т.п. Однако, дискриминация проявляется в сервисе. Улучшенный салон, более комфортабельные места( в сравнении с плацкартом), шумоизоляция и т.д.

         Следовательно, здесь мы наблюдаем  дифференциацию цен на основе покупок в «пакете». Это значит, что затраты на перевозку одинаковы. Различается лишь пакет услуг пассажиров, за что они и платят дополнительные денежные средства.

         Следующая фирма, которую я  хочу рассмотреть в данной работе  – Газпром. ОАО «Газпром» – российская энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии. Крупнейшая компания в России, крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Газпром – крупнейший монополист в нашей стране. Поставки в страны дальнего зарубежья в 2012 году составили 138,8 млрд куб. м газа. Поставки в страны СНГ и Балтии в 2012 году – 64,4 млрд куб. м газа. Всего в 2012 году «Газпром» поставил за границу 203,2 млрд куб. м газа.

       

Структура реализации газа «Газпром» в 2011 году

 

              В 1968 году по контракту с австрийской компанией OMV начались первые поставки газа в Западную Европу.

           В 2012 году российский сетевой газ поступал в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

          Поставки газа(в млрд.куб.м.) в Европу представлены ниже  в таблице.

 

 

 

 

Поставки газа в страны ближнего зарубежья в 2012 году, млрд куб. м.

 

          Немногим более $200 за тыс. куб. м. ($6-6.5 за тыс. куб. ф.) оценивают сейчас затраты на перевозку газа в виде СПГ из Америки в Европу. Транспортировка трубопроводного газа дешевле, конечно, обходится - порядка $50 за тыс. куб. м. ($1,5 за тыс. куб. ф.). На добычу Газпром тратит $24 за тыс. куб. м. ($0.67 за тыс. куб. ф.). Расчет больше на Азию, как и СПГ-проекты в Австралии, которые в последние годы активно реализуются.  
          Считается, что при устойчивом спросе в Азии и соответствующей реализации СПГ-проектов в Америке, Газпрому придется отвязываться в своих контрактах от нефтяной цены, чтобы конкурировать с СПГ.

          В Германию газ продается через Северный поток по 220-280$ (у разных компаний-покупателей разная цена), а в Польшу через Белтрансгаз газ продается по 330$.

          Объемы сделок с фирмой «Газпром» с каждым годом только растут. Это положительно отражается на качестве обслуживания и, непосредственно, прибыле фирмы. Маркетинговая стратегия ОАО «Газпром» на новых рынках предполагает наращивание объемов поставок как трубопроводного газа, так и СПГ.

 

          Объемы сделок с СПГ Группы «Газпром», тыс. т

 

          Главный вопрос - отличаются ли экспортные цены «Газпрома» от цен газа для российских потребителей?

           Да, отличаются. Экспортный газ существенно дороже. Например, в 2011 году российское голубое топливо поставлялось в Западную Европу по ценам в среднем в 4,1 раза, а в страны СНГ и Балтии — более чем в 3,1 раза выше, чем российским потребителям.

Информация о работе Монополистическая ценовая дифференциация