Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:05, доклад

Описание работы

Конкуренция делает рынок эффективным, но только в этичной среде. Если, например, производители вступают друг с другом в сговор об уровне применяемых цен с целью ослабления конкуренции, то на этом конкуренция может и закончиться. Эффективность конкуренции снижается, когда она подавляется или ограничивается административными методами, если поставщики прибегают к нечестным заявлениям о качестве своих товаров или лжет реклама.

Итогом усиления рыночной конкуренции стало понимание того, что предприятия должны уделять своим конкурентам не меньше внимания, чем целевым потребителям. Один из принципов маркетинга гласит: "Того, кто забывает о конкурентах, завтра забудет рынок"

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….3
1. Определение конкуренции. Ее виды и характеристики……………………………..5
2. Конкуренция на рынке транспортных услуг…………………………………………6
3. Монополистическая конкуренция……………………………………………...……..7
Заключение………………………………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Монополистическая конкуренция.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………….3

1. Определение конкуренции. Ее  виды и характеристики……………………………..5

2. Конкуренция на рынке транспортных  услуг…………………………………………6

3. Монополистическая конкуренция……………………………………………...……..7

Заключение………………………………………………………………………………10

Список использованных источников…………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночных условиях детальное  знание потребностей клиентуры автотранспортных организаций (АТО) является важным, но недостаточным условием для достижения успеха в деятельности, потому что на рынке есть конкуренты, которые за счет своих конкурентных преимуществ могут существенно ухудшать конечные показатели работы АТО. Рынок без конкуренции не реален, поэтому серьезное внимание при изучении рынка автотранспортных услуг должно уделяться анализу деятельности конкурентов. В условиях спада спроса на автотранспортные услуги или его вялотекущего подъема, когда немалая часть исправного подвижного состава остается невостребованной клиентами, конкурентная борьба за расположение клиентуры усиливается. При этом руководство АТО должно владеть вопросами конкуренции и конкурентной борьбы. 
 
           Конкуренция для отечественного рынка во многом не привычна. Наш рынок является монополизированным, существенно зависящим от административных органов управления. Но конкуренция уже настолько вошла в нашу жизнь, что многие участники рыночной деятельности ощущают ежедневно ее последствия на результатах своей работы. 
 
           Проблемы конкуренции и конкурентоспособности приходится решать всем субъектам рыночных отношений — от потребителя, производителя, отрасли до субъектов Российской Федерации. Актуально повышение конкурентоспособности и для России в целом. 
 
            Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров. 
 
            Конкуренция делает рынок эффективным, но только в этичной среде. Если, например, производители вступают друг с другом в сговор об уровне применяемых цен с целью ослабления конкуренции, то на этом конкуренция может и закончиться. Эффективность конкуренции снижается, когда она подавляется или ограничивается административными методами, если поставщики прибегают к нечестным заявлениям о качестве своих товаров или лжет реклама. 
 
            Итогом усиления рыночной конкуренции стало понимание того, что предприятия должны уделять своим конкурентам не меньше внимания, чем целевым потребителям. Один из принципов маркетинга гласит: "Того, кто забывает о конкурентах, завтра забудет рынок"

 

           В настоящее время монополистическая конкуренция является наибо-

лее распространенной конкурентной средой и, в свою очередь, характерна

для автотранспортных организаций, функционирующих в условиях боль-

ших и средних агломераций.

 

Целью данного доклада является выявление закономерностей на рынке монополистической конкуренции, сравнение данного типа рыночной структуры с другими типами рыночных структур, выявление положительных и отрицательных сторон монополистической конкуренции.  
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ. ЕЕ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ.

 

Под конкуренцией понимают соперничество производителей товаров и услуг в получении преимуществ и экономических выгод на потребительском рынке. Оно стимулирует предприятия к повышению качества товаров и услуг и вместе с тем заставляет их придерживаться цен на аналогичные товары, которые формируются на рынке.

Предмет конкуренции — это продукция, работы, услуги (в дальнейшем ПРУ), посредством которых соперники стремятся завоевать заказчика-клиента и его деньги. Именно ПРУ характерны как для грузовых, так и пассажирских АТО, которые в современных условиях нередко выпускают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для заказчиков. И эта ситуация характерна и для других видов транспорта.

Объект конкуренции — это заказчик, за расположение которого борются на рынке автотранспортных услуг противоборствующие стороны.

 

К достоинствам конкуренции  относятся:

 

    • повышение качества ПРУ, расширение их номенклатуры;

 

    • появление хороших перспектив для технического прогресса;

 

    • снижение цен, что выгодно потребителям;

 

    • предоставление льгот и скидок;

 

    • совершенствование рекламы;

 

    • развитие сервиса.

 

К возможным негативным моментам и последствиям конкуренции  относят:

 

    • производственно-экономический шпионаж; подделки и фальсификацию фирменных ПРУ, сокрытие дефектов;

 

    • обман и введение в заблуждение покупателей;

 

    • подкуп, взятки, шантаж;

 

    • махинации с деловой отчетностью.

 

В зависимости от типа рынка или конкурентной среды различают:

 

  • чистую или абсолютную (совершенную) конкуренцию;

 

  • монополистическую конкуренцию;

 

  • олигополистическую конкуренцию;

 

  • монополию (чистую монополию)

 

 

 

2. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

 

Каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических,организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении: труд; издержки; цена; прибыль; заработная плата; налоги и т.д.

     Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является именно конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определённую форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.

     Конкуренция играет  роль соединительной ткани, благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции: регулирующая; аллокационная; адаптационная; инновационная; распределительная; контролирующая.

     Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторовпроизводства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в раз личных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса.

Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конку-

ренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

    

3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Монополистическая конкуренция возникает  на рынках с множеством покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой цене, а в широком  диапазоне цен, так как продавцы предлагают покупателям схожие, но не идентичные ПРУ, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, сопутствующими услугами.

     Противоположностью  совершенной конкуренции монополистическая (несовершенная) конкуренцияявляется противоположностью совершенной конкуренции,где имеется неограниченное количество продавцов и покупателей одинаковых или сходных услуг.

Монополия означает, единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций – характерных для несовершенной кон-

куренции.

     Основными признаками монополизма выступают монопольные цены

и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены.

Маркетинговая стратегия  предприятия строится на дифференциации товаров (услуг) под различные сегментырынка. В настоящее время монополистическая конкуренция является наиболее распространенной конкурентной средой и, в свою очередь, характерна для автотранспортных организаций, функционирующих в условиях больших и средних агломераций.

Автотранспортные предприятия на этом рынке выделяются:

– разномарочным подвижным  составом;

– дополнительными транспортно-экспедиционными и, безусловно,

информационными услугами;

– качеством выполнения услуг;

– тарифами, дифференцированными  под самые разнообразные усло-

вия эксплуатации, различными скидками, надбавками.

 

В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:

     − олигополия  – монополия, при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара (оказание услуг) в данной области;

     − монополистическая  конкуренция – это рыночная ситуация, при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров (услуг);

     − чистая  монополия – это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара (услуг), обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт;

     − монопсония  – тип рыночной структуры, при которой имеется лишь один покупатель определённого товара.

     В условиях  монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые «рычаги», оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.

     В автотранспортной  отрасли в основном созданы условия для развития рынков монополистической конкуренции, поскольку услуги по перевозке грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги, выполняются многими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта и вследствие сравнительно лёгкогого «вступления в отрасль» существуют возможности дальнейшего расширения участников, предоставляющих автотранспортные услуги. В частности, хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта могут иметь автотранспортные предприятия небольших размеров, не требующих значительного начального капитала для покупки или аренды нескольких автотранспортных средств.

     Подобная  ситуация, как правило, имеет место в крупных городах с большим количеством хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта различной специализации и многочисленными потребителями услуг автомобильного транспорта, предъявляющими к перевозке разнообразные по номенклатуре и значительные объёмы грузов и пассажиров.

     При сравнительно небольшом числе хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта каждый из них контролирует относительно небольшую долю рынка автотранспортных услуг и не может влиять на ценовую политику в конкретном рыночном сегменте. Кроме того, при большом числе хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта исключается возможность их согласованных действий с целью ограничения объёма предоставляемых услуг и искусственного повышения цен.

 

     Для модели  рынка «олигополия» наиболее типичные перевозки в средних и небольших городах, выполняемые несколькими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта в условиях ограниченного числа клиентов и средних объёмов перевозок пассажиров и грузов определённой номенклатуры. Хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта имеют некоторые возможности контролировать тарифы и значительные возможности при тайном сговоре. Это означает, что необходим государственный контроль над установлением тарифов, в первую очередь

для социально значимых видов автотранспортных услуг.

     В некоторых  ситуациях хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта представляют собой чистую монополию. Монопольное положение в регионе может иметь хозяйствующий субъект, расположенный на достаточном удалении от других своих конкурентов, не оказывающих влияние на его работу, это в основном сельские районы. Даже в крупном городе, где расположены десятки хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, монополистом может быть, например, специализированный автотранспортный хозяйствующий субъект по перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в отсутствии других перевозчиков, претендующих работать в данном сегменте рынка. Определение хозяйствующим субъектом автомобильного транспорта своей модели рынка даёт в основном концептуальный подход к проблемам конкуренции и ценообразования. На практике трудно выделить рынки, строго соответствующие монополистической или олигополистической конкуренции. Даже на чисто монопольном рынке будет присутствовать какая-то конкуренция.

Информация о работе Монополистическая конкуренция