Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной работы - выявить проблемы соотношения монополии и конкуренции в рыночной экономике. Проанализировать ситуацию в нашей стране. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
- рассмотреть понятия «монополия», «конкуренция»;
- раскрыть правила поведения фирм-монополистов и способы борьбы с конкурентами;
- познакомиться с классификацией конкуренции и правилами конкурентной игры.
Во второй половине XX в. с ростом сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах “ножницы цен” стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства. В нашей стране “ножницы цен” использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, исполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода “ножницы цен” не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода “дань” с других предпринимателей и населения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов:
Хозяйственный
бойкот - частичный или полный отказ от экономических
связей с аутсайдерами (предприятиями,
не входящими в монополистическое объединение).
Монополии предлагают зависимым от них
покупателям не приобретать товары других
фирм, так как они якобы худшего качества.
Демпинг
- преднамеренная продажа товаров по “бросовым”
ценам с целью разорения конкурента. оооооооооооооооооооооооооооооо
Ограничение
продажи товаров самостоятельным (независимым
от монополий) фирмам (например, уменьшение
поставок нефти нефтеперерабатывающим
заводам).
Маневрирование
ценами: монополия повышает цены на продукты,
сбываемые мелким собственникам, и одновременно
применяет тайные скидки и уступки в этом
отношении для крупных покупателей.
Использование
финансовых средств борьбы с конкурентами
(например, спекуляция ценными бумагами
на фондовой бирже).
Разорение
конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных
средств с целью их “поглощения” и “присоединения”
к монополии. Последние применяют широкий
арсенал жестоких приемов: подделывают
продукцию конкурентов, нарушают патенты,
копируют товарные и фирменные знаки,
обманывают потребителей. Против своих
рыночных противников многие фирмы применяют
“промышленный шпионаж” (тайно выведывают
производственные секреты, используя
для этого электронные средства, услуги
“перебежчиков” с предприятий конкурентов
и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют
уголовно наказуемыми методами, вплоть
до поджогов помещений, террористических
актов и заказных убийств.оооооооооооооооооооооо
Уже
в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические
объединения разрушают нормальные для
рыночной системы отношения. В ответ на
такие отрицательные действия в правовых
и демократических государствах создаются
соответствующие противодействия. Речь
идет об осуществлении антимонопольного
законодательства.
Во многих странах
государство проводит антимонопольную политику и регулирование
конкурентного рынка по следующим основным
направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация
рынка. При этом под монополизацией подразумевается
не укрупнение производства, а только
серьезное ограничение торговли. Так,
в США в принятом в 1890г. антитрестовском
законе монополизацией рынка признано
обладание рыночной долей, равной или
превышающей 60%.оооооооооооооооооооооооооо
Второе направление: запрещается слияние
конкурирующих компаний. Такое слияние
усиливает монополизацию и ослабляет
конкуренцию. Правда, антимонопольное
законодательство не приостанавливает
процесс централизации производства (объединение
предприятий в крупные фирмы или хозяйственные
объединения). оооооооооооооооооооооооооооооо
Третье
направление: запрещается установление
монопольных цен (в том числе “лидерство”
фирм в повышении цен и другие подобные
виды сговора).
Четвертое направление: сохраняется и
поддерживается конкуренция в ее цивилизованных
формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные”
или “обманные” способы соперничества
- демпинг, применение фальшивой рекламы
продовольственных продуктов, лекарств
и косметических средств, медицинских
инструментов и т. п.
Любопытно, что к числу “нечестной” конкуренции в США и Англии относят использование “шпаргалок” и списывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриенты разоблачают такие действия, за которыми следуют серьезные наказания. Из всего выше сказанного в данной теме можно сделать два обобщения. Во-первых, в начальный период капиталистического развития (XVIII-XIX вв.) преимущественное развитие получила свободная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX - начале XX в. произошли широкая монополизация рынка и вытеснение свободной конкуренции.
1.2 Понятие и классификация конкуренции
Этимологически слово
конкуренция восходит к латинскому concurrentia,
означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называется борьба
за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся
между фирмами на доступных им частях
(сегментах) рынка. А также соперничество
между участниками рыночного хозяйства
за лучшие условия производства, купли
и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение
порождается объективными условиями:
полной хозяйственной обособленностью
каждого субъекта рынка, его полной зависимостью
от хозяйственной конъюнктуры и противоборством
с другими претендентами за наибольший
доход. Борьба частных товаровладельцев
за экономическое выживание и процветание
- закон рынка.
Конкуренция в рыночной экономике
выполняет важнейшую функцию противовеса
и одновременно дополнения к индивидуализму
субъектов рынка. Она принуждает их учитывать
интересы потребителя, а значит, и интересы
общества в целом.
Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и их производство прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? Как? Для кого производить?
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
Любой товар или услуга в большей или мньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
б) при его потреблении:
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
- по масштабам развития (индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная). При индивидуальной конкуренции один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг. Местная - ведется среди товаровладельцев какой-то территорий. Отраслевая - в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода. Межотраслевая представляет собой соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода. Национальная конкуренция - состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны. Глобальная - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке;
- по своему характеру (свободная или совершенная и регулируемая). Свободная характеризуется наличием на рынке множества независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества: регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий;
- по методам соперничества (ценовая, неценовая). При ценовой конкуренции отмечается снижение цены, которое увеличивает продажи и приводит к расширению рынка. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта;
- по степени развития
(рынок совершенной
При несовершенной конкуренции
расщепление экономической
Чтобы лучше понять конкуренцию,
ее нужно сравнить с монополией.
Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений
участников рынка являются несимметричными.
Противоположность их свойств коренится
в совершенно разных параметрах (показателях)
состояния рынка. Наглядное представление
об этом мы получим в таблице Б.1, которая
характеризует положение продавцов благ.
Из материалов таблицы Б.1 нетрудно сделать
следующее заключение. Конкуренция представляет
собой нормальное состояние рынка. Да
разве можно назвать естественным такое
положение, когда все рыночное пространство
захватывает один продавец, который никого
не допускает к торговой деятельности
и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Теперь подробнее рассмотрим характер
развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется
множество независимых товаровладельцев,
самостоятельно решающих, что создавать
и в каких количествах. Во-вторых, никем
и ничем не ограничен доступ на рынок и
такой же выход из него всех желающих.
Это предполагает возможность каждому
гражданину стать свободным предпринимателем
и применять свой труд и материальные
средства в интересующей его отрасли хозяйства.
Покупатели же должны быть свободны от
всякой дискриминации (умаления прав)
и иметь возможность купить товары и услуги
на любом рынке. В-третьих, предприятия
никак не участвуют в контроле за рыночными
ценами.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует
периоду классического капитализма. В
более полной мере она проявилась, пожалуй,
только в Англии и лишь в XIX в. Свободное
соперничество в современных условиях
- редкое явление. Так, в высокоразвитых
странах такое явление можно обнаружить,
например, на рынке ценных бумаг и на поприще
рыночного состязания фермеров.
В XX в. получили развитие новые формы
рыночного соперничества - регулируемая
государством конкуренция и противоборство
монополий.
При первоначальном знакомстве с конкуренцией
можно предположить, что свободное соперничество
вносит в рыночные отношения полную неорганизованность,
беспорядок. В значительной мере это соответствует
стихийному развитию рынка. Между тем
во всех существующих видах конкуренции
в большей или в меньшей мере соблюдаются
писаные и неписаные правила рыночного
соперничества.
Информация о работе Монополия и конкуренция как экономические категории