Монополия и конкуренция как экономические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить проблемы соотношения монополии и конкуренции в рыночной экономике. Проанализировать ситуацию в нашей стране. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
- рассмотреть понятия «монополия», «конкуренция»;
- раскрыть правила поведения фирм-монополистов и способы борьбы с конкурентами;
- познакомиться с классификацией конкуренции и правилами конкурентной игры.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

2.  Развитие конкуренции   привнесло как отрицательные,  так и положительные моменты  в экономику нашей страны.  С одной стороны, большинство российских предприятий (например, промышленность) не было готово к активному ведению конкурентной борьбы, так как в течение многих десятилетий советского периода в экономике нашей страны не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики, что привело к полной ликвидации ряда предприятий.

С другой стороны, теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты. Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.

3.  Российский монополизм в своём проявлении весьма специфичен.  Монополия представлена в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей:

 - для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно;

 - российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

- высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие/ Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2005 г. – 384 с. ISBN 5-238-0031-8.
  2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 2009. - 544 с. ISBN 5-8597-1012-7.
  3. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов. – м.: Дашков и К, 2003. - 364 с.   ISBN 5-86920-055-5.
  4. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственный университет. Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. – 7-е изд.- В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 336 с. ISBN 5-7755- 0634-0 (кн. 1),  ISBN 5-7755- 0636-7.

5. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов/ М.А. Сажина. –       

     М.:   Норма, 2005.- 456 с. ISBN 5-1008-0359-1.

6. Тарасевич, Л.С., Гребенников П.И., Леусский, А.И.  Микроэкономика:  

    Учебник.- М.: Юрайт- Издат, 2008. – 375 с. ISBN 5-84879-071-1.

7. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: учебник/под общей редакцией

    проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – 4-е дополненное и

    переработанное издание. – Киров: «АСА», 2005.- 332 с. ISBN 5-1895-0230-2. 

8. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев,

    А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.:

     Экоперспектива, 2005. - 637 с. ISBN 985-428-226-3.

9. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях

    глобальной конкуренции.- Российский экономический журнал, 2011, № 4.

10. Косикова Л. Экономическая политика России в постсоветском регионе

     (ретроанализ, оценка итогов, предложения). - Российский экономический

     журнал, 2010, № 2.

11. Ершов М. , Лохмачев В., Татузов В. , Танасова А. Экономика РФ в 2009

      году. - Российский экономический журнал, 2009, № 11-12.

12. Петров Ю. Развитие системы государственного регулирования российской

     экономики в условиях глобализации и мирового кризиса: реализация  

     потенциала налоговых и других институтов. - Российский экономический

     журнал, 2009, № 7-8.

13. Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных

      монополий на федеральном и региональном уровнях. - Российский

      экономический журнал, 2009, № 5.

14. Крючкова П. Роль судебной системы в развитии конкуренции

     (антимонопольное законодательство и практика его применения). - Вопросы

      экономики, № 5, 2011.

15. Шаститко А. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольной

      политики. - Вопросы экономики, № 5, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

(обязательное)

 

 

Рисунок А.1 - Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии

 

 

 

Рисунок А. 2 - Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии

 

 

Рисунок А.3 - Кривые спроса и предложения (по цене)

Приложение  Б

(обязательное)

 

Таблица Б.1 - Конкуренция и монополия

 

Параметры состояния  рынка

Конкуренция 

Монополия 

Число продавцов

Много 

Один

Барьеры входа и выхода из рынка 

             Нет 

Есть (нет вхождения)

Участие товаровладельцев 
в контроле над ценами

 
Нет

 
Полный контроль 


 

Таблица Б.2 - Формы сочетания конкуренции и монополии

 

Параметры состояния  рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Обычно есть

Дифференциация продукта

Есть 

Возможна 

Участие фирм в контроле над ценами 
 

Цена индивидуализированного продукта контролируется 

Нелегальный контроль 
 


 

Таблица Б.3 - Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка

 

Абсолютная монополия

Развитый рынок

Плановое распределение  центром средств производства, рабочей  силы и финансовых средств 

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в  негосударственном секторе

Централизованное установление строго фиксированных цен

Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов 

Нормированное распределение продуктов

Свободный выбор покупателями всех видов товаров

Монополия государства  во внешней торговле

Свобода внешнеэкономической  деятельности предпринимателей

Монополия государства

Конкуренция всех товаровладельцев


 




Информация о работе Монополия и конкуренция как экономические категории