Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель данной работы - выявить проблемы соотношения монополии и конкуренции в рыночной экономике. Проанализировать ситуацию в нашей стране. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
- рассмотреть понятия «монополия», «конкуренция»;
- раскрыть правила поведения фирм-монополистов и способы борьбы с конкурентами;
- познакомиться с классификацией конкуренции и правилами конкурентной игры.
2. Развитие конкуренции привнесло как отрицательные, так и положительные моменты в экономику нашей страны. С одной стороны, большинство российских предприятий (например, промышленность) не было готово к активному ведению конкурентной борьбы, так как в течение многих десятилетий советского периода в экономике нашей страны не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики, что привело к полной ликвидации ряда предприятий.
С другой стороны, теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты. Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.
3. Российский монополизм в своём проявлении весьма специфичен. Монополия представлена в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей:
- для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно;
- российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
- высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.
5. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов/ М.А. Сажина. –
М.: Норма, 2005.- 456 с. ISBN 5-1008-0359-1.
6. Тарасевич, Л.С., Гребенников П.И., Леусский, А.И. Микроэкономика:
Учебник.- М.: Юрайт- Издат, 2008. – 375 с. ISBN 5-84879-071-1.
7. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: учебник/под общей редакцией
проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – 4-е дополненное и
переработанное издание. – Киров: «АСА», 2005.- 332 с. ISBN 5-1895-0230-2.
8. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев,
А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.:
Экоперспектива, 2005. - 637 с. ISBN 985-428-226-3.
9. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях
глобальной конкуренции.- Российский экономический журнал, 2011, № 4.
10. Косикова Л. Экономическая политика России в постсоветском регионе
(ретроанализ, оценка итогов, предложения). - Российский экономический
журнал, 2010, № 2.
11. Ершов М. , Лохмачев В., Татузов В. , Танасова А. Экономика РФ в 2009
году. - Российский экономический журнал, 2009, № 11-12.
12. Петров Ю. Развитие системы государственного регулирования российской
экономики в условиях глобализации и мирового кризиса: реализация
потенциала налоговых и других институтов. - Российский экономический
журнал, 2009, № 7-8.
13. Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных
монополий на федеральном и региональном уровнях. - Российский
экономический журнал, 2009, № 5.
14. Крючкова П. Роль судебной системы в развитии конкуренции
(антимонопольное законодательство и практика его применения). - Вопросы
экономики, № 5, 2011.
15. Шаститко А. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольной
политики. - Вопросы экономики, № 5, 2010.
Приложение А
(обязательное)
Рисунок А.1 - Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии
Рисунок А. 2 - Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии
Рисунок А.3 - Кривые спроса и предложения (по цене)
Приложение Б
(обязательное)
Таблица Б.1 - Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка |
Конкуренция |
Монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Есть (нет вхождения) |
Участие товаровладельцев |
|
|
Таблица Б.2 - Формы сочетания конкуренции и монополии
Параметры состояния рынка |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов |
Много |
Мало |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Обычно есть |
Дифференциация продукта |
Есть |
Возможна |
Участие фирм в контроле
над ценами |
Цена индивидуализированного
продукта контролируется |
Нелегальный контроль |
Таблица Б.3 - Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка
Абсолютная монополия |
Развитый рынок |
Плановое распределение
центром средств производства, рабочей
силы и финансовых средств |
Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе |
Централизованное установление строго фиксированных цен |
Цены, основанные на договоре
покупателей и продавцов |
Нормированное распределение продуктов |
Свободный выбор покупателями всех видов товаров |
Монополия государства во внешней торговле |
Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей |
Монополия государства |
Конкуренция всех товаровладельцев |
Информация о работе Монополия и конкуренция как экономические категории