Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Цель данной работы – рассмотреть виды конкуренции, изучить сущность и виды монополии в РФ, а также проанализировать эффективность государственной антимонопольной политики в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность монополии и ее виды 5
2. Конкуренция, формы и методы конкурентной борьбы 11
3. Антимонопольное законодательство в России 23
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

_Monopolia_i_konkurentsia.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм. i15

2. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает: i

- В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

- Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают i100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают i50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает i35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

- Лицо (группа лиц) приобретает акции i(доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем i20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

- Одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает i10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

- Лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих трёх случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает i100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесённое в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определённого товара превышает i35%, или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от iпредварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведёт к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское антимонопольное законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили i(могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев. i

4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг i«иногородних» предприятий и т.п.

Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить i«своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти iи управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь iв собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством. i

5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее i35%)iони включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о iроссийском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические),«Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод i(листовая инструментальная холоднокатаная сталь) и др. 16

Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона i«О конкуренции».

Таким образом, государственное регулирование деятельности монополий позволяет нормально развиваться конкуренции, и тем самым порождать качественные товары и услуги по относительно низким ценам. Как уже было отмечено, монополия это не зло, а на современном этапе это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

В августе этого года возникла проблема дефицита гречки из-за сильной засухи. Инфляция в России за период с 10 по 16 августа составила 0,2 процента, лидером роста стала гречка. В некоторых московских сетевых магазинах гречневая крупа из продажи полностью исчезла.

По данным Росстат, с начала года гречка подорожала более чем на 60 процентов. По данным переработчика гречихи алтайского ООО «КрупоСервис», оптовая цена гречки поднялась с 12 до 45 рублей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), департамент экономической безопасности МВД и Генпрокуратура уже ведут проверки крупнейших поставщиков гречки (ФАС начала их еще 16 сентября). Гречневая крупа попала в поле зрения властей после того, как еженедельно стала прибавлять в цене 5-7 процентов. Это продолжается и поныне. По данным Росстата, за период 6 по 13 сентября ядрица подорожала на 4,5 процента. Главная причина – недород гречки. Внутренние потребности в культуре – почти 700 тыс. тонн, но засуха в Поволжье, где выращивают 60 процентов этой культуры, привела к тому, что урожай может составить всего 400- 450 тыс. тонн. Теперь ФАС будет проверять договоры поставки гречки, чтобы исключить практику, когда ритейлеры получают вознаграждение за поставленный товар.

Так же в этом году произошел рост цен на бензин. Федеральная антимонопольная служба разослал в восемь нефтяных компаний письма с требованием указать причины роста цен на бензин.

Письма были отправлены в «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Альянс» и «Башнефть». Территориальным органам ФАС поручена проверить цены в розничной сфере, а также в мелком опте. Нефтяники должны были представить информацию до начала декабря.

В сообщениях ФАС уже говорится о возможных причинах роста цен. Среди них, например, называются увеличение мировых цен на нефтепродукты, а также сезонный переход на производство зимнего дизельного топлива.

Согласно данным Росстата, в ноябре цены на бензин АИ-92 росли в среднем на 0,3 процента в неделю, на АИ-95 на 0,2 процента, а на дизельное топливо на 0,8- 1,4 процента. С начала года АИ-92 подорожал на 5,5 процента, АИ-95 на 5,1 процента, а дизельное топливо на 7,2 процента.

Фас в течение последних лет активно борется с нефтяными компаниями, которые завышают цены на топливо. В 2008 и 2009 годах общая сумма штрафов от ФАС нефтяниками составила 26 миллиардов рублей. После выставления штрафов часть компаний признала свою вину, и штрафы им были снижены. Часть же продолжает разбираться в ФАС в судах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведенной мной работы по конкуренции и монополии можно сделать следующие выводы.

Конкуренция – очень тонкий, гибкий и селективный механизм, который безжалостно выбраковывает организации, занятые производством продукции, не пользующейся спросом. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. В лучшем положении оказываются организации, способные адекватно реагировать на эти изменения. И именно конкуренция стимулирует их адаптацию к новым условиям.

Таким образом, конкуренция является важным и действенным механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики и осуществляемого в ее условиях производства товаров и услуг.

Формирование конкурентного рынка невозможно главным образом без вмешательства  государства, поощрения предпринимательства и становления малых предприятий, работающих при относительно малых инвестициях.

Эффективная рыночная экономика невозможна без государственного регулирования, предупреждения и ограничения чрезмерного «разлива» рыночной стихии путем формирования цивилизованного рынка, исключающего любую форму «дикого либерализма», который чреват деструктивными результатами.

Анализ ситуации в РФ показал, что одним из наиболее значимых условий для создания конкурентной среды в РФ, на мой взгляд является работа антимонопольного законодательства, которое может быть действенным лишь при условии жесткого государственного контроля за его выполнением. Такое заключение следует из того, что основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и «протекционизма» т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Информация о работе Монополия и конкуренция