Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 10:45, курсовая работа
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Цель данной работы – рассмотреть виды конкуренции, изучить сущность и виды монополии в РФ, а также проанализировать эффективность государственной антимонопольной политики в России.
Введение 3
1. Сущность монополии и ее виды 5
2. Конкуренция, формы и методы конкурентной борьбы 11
3. Антимонопольное законодательство в России 23
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения 39
В заключение следует отметить, что и в настоящее время весьма актуальна остается проблема создания конкурентной рыночной среды со всей необходимой инфраструктурой. Решение ее должно осуществляться на основе нормативно обеспеченного, но все же косвенного государственного вмешательства.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Рис. 1
Нисходящая кривая спроса
Q
Рис. 2
Линия спроса конкурентной фирмы
Приложение 2
Таблица 1
Типы рыночных структур
Характерные черты |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | ||
Количество и размеры фирм |
Множество мелких |
Множество мелких |
Несколько фирм |
Одна фирма | ||
Тип продукта |
Стандартизированный |
Дифференциированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Уникальный, нет близких заменителей | ||
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Некоторый, но в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре |
Значительный | ||
Условия входа и выхода из отрасли |
Никаких затруднений |
Никаких затруднений |
Возможны отдельные препятствия при входе |
Практически непреодолимые препятствия на входе | ||
Доступность информации |
Равный доступ ко всем видам информации |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения |
Некоторые ограничения | ||
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор на рекламу (торговые знаки, марки и т. д.). |
Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
Главным образом реклама связи фирмы общественными организациями | ||
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды |
Производство стали, автомобилей, с/х, инвентаря, бытовых приборов |
Местные предприятия общественного пользования |
1 Серов И.М. Конкуренция, ее развитие в России – Спб: Знание, 2003г, с. 63.
2 Овчинников Г.П. Микроэкономика. - Спб. 2008. - С 70
3 Жолан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. / Под ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – М., 2009. - с. 123-124
4 Портер Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 2008. – С. 52-53.
5 Макконел Кемпбел Р., Брю Л. Стенли. Экономикс. – Т. 1. – Таллин, 2007. – С. 106
6 Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. – М.: Глория, 2008. – С. 101
7 Программа дисциплины «Корпоративный менеджмент». – М.:РЭА им. Плеханова, 2008. – С. 106
8 Ефимчук И. Конкуренция: за и против // «Финанс». – 2008. - №34. - с. 21-22
9 Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Конкуренция по-российски. - М.- С-Пб., 2009. - с. 34-35
10 Марголин К. Конкуренция - это поиск путей сосуществования // Топ-Менеджер. – 2007. - № 12.
11 Марголин К. Конкуренция - это поиск путей сосуществования // Топ-Менеджер. – 2007. - № 12.
12 Марголин К. Конкуренция - это поиск путей сосуществования // Топ-Менеджер. – 2007. - № 12.
13 Происхождение антимонопольного регулирования: риторика и реальность // «Экономическая политика». - №3. -2007
14 Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас» // Вопросы экономики. – 2007. - №6. - с. 17-19
15 Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал. – 2009. - №3. - с. 10-11
16 Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России. // Общество и экономика. – 2009. - №5-6. - с. 4-7