Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:55, реферат
Цель работы – охарактеризовать понятие «монополия».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать способы подбора топ-менеджеров;
- рассмотреть основные черты и особенности экономической деятельности монополии;
- проанализировать практические аспекты монопольной деятельност на примере ОАО "Газпром".
ВВЕДЕНИЕ
3
1
СПОСОБЫ ПОДБОРА ТОП – МЕНЕДЖЕРА
5
1.1
Источники подбора
5
1.2
Подготовка технического задания, оценка компетенции топ-менеджера по основным критериям
7
1.3
Собеседование - выяснение степени соответствия кандидата на позицию топ-уровня
9
2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ТОП-МЕНЕДЖЕРА
11
2.1
Статья партнера консалтинг-центра «Шаг» Юрий Пахомова «Как нанять управленца-звезду»
11
2.2
Тестовые задания по теме: «Подбор в компанию топ-менеджера
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
Специальность ГМУ
Курс 3
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему «Монополия»
ФИО |
Оценка |
Дата |
Подпись | |
Выполнила |
Мамлеева О.Ю. |
|||
Проверила |
Кузнецова Е.В. |
УФА
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | ||
1 |
СПОСОБЫ ПОДБОРА ТОП – МЕНЕДЖЕРА |
5 | |
1.1 |
Источники подбора |
5 | |
1.2 |
Подготовка технического задания, оценка компетенции топ-менеджера по основным критериям |
7 | |
1.3 |
Собеседование - выяснение степени соответствия кандидата на позицию топ-уровня |
9 | |
2 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ТОП-МЕНЕДЖЕРА |
11 | |
2.1 |
Статья партнера консалтинг-центра «Шаг» Юрий Пахомова «Как нанять управленца-звезду» |
11 | |
2.2 |
Тестовые задания по теме: «Подбор в компанию топ-менеджера |
14 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
17 | ||
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
На современном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
Принято
выделять четыре типа рыночных структур,
отличающихся друг от друга степенями
и формами свободы для
Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции.
Цель работы – охарактеризовать понятие «монополия».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать способы подбора топ-менеджеров;
- рассмотреть основные черты и особенности экономической деятельности монополии;
- проанализировать практические аспекты монопольной деятельност на примере ОАО "Газпром".
1 МОНОПОЛИЯ
Чистая монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Если на конкурентном рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм, отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а также как производители, так и покупатели выступают в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отрасли действует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли. Рассматривая чистую монополию как определенный тип экономического поведения фирмы на рынке, в микроэкономике выделяют следующие ее типы: закрытую, открытую, естественную, организационную и простую.
Естественная монополия. Одной из важнейших особенностей монополии является отсутствие у производимой продукции близких заменителей, то есть выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален. Такую фирму можно в полной мере отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа компаний в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются метрополитен, или муниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такую глобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средние издержки. Эффект масштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, а также это один из барьеров для вступления в отрасль.
Закрытая монополия. Существует ряд других барьеров, как официальных, так и неофициальных. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).
Открытая монополия. В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономические блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, ее характеризуют как открытую или случайную. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
Простая монополия - это монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-нибудь ресурс. Примером является деятельность компании “Де Бирс”, монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Организационная (рукотворная) монополия представляет собой иные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно получаемой прибыли. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты.
Подведем итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии и добавив некоторые новые.
Легальные барьеры:
Нелегальные барьеры:
Особенности экономической деятельности монополии.
Если
в совершенной конкуренции
Положительные и отрицательные
стороны монополии для
У монополии две основные отрицательные стороны. Первая – это завышение цен, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. На выпуск действуют издержки, которые в свою очередь зависят от двух факторов: понижающего и повышающего. Фактор, понижающий издержки, - это положительный эффект масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны действует повышающий издержки фактор, связанный с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Чаще всего перевешивает последний фактор, и тогда, действительно, издержки возрастают, а выпуск продукции падает.
Но не
исключено доминирование
Нельзя не сказать о таком понятии, как монопольная власть, для этого обратимся к индексу Лернера:
I = (Pm – MC)/Pm = 1/E, где
I – индекс монопольной власти;
Pm – монопольная цена;
MC – предельные издержки;
E – эластичность спроса на продукцию.
Чем больше этот индекс, тем выше монопольная власть. Иногда эта формула записывается вот так:
I = (P – AC)/P.
Если
мы умножим числитель и
I = (P – AC)Q/PQ = П/ТС.
Тем самым индекс Лернера показывает, что высокая прибыль – это признак монополии.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
I = S1 + S2+ S3+…+ Sn, где
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ
Рассмотрим характеристики монополии более подробно. На самом деле в масштабах страны, а тем более всего мира о существовании чистой монополии не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынке программного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкого калибра, например “Apple”. То же самое можно сказать и про российский нефтяной рынок: у “Лукойла” есть конкуренты в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании и других. Но если взять более скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
ОАО «Газпром» как монополия. Доказать что Газпром является монополией в пределах России не составит труда. Для этого достаточно трех фактов: Газпром добывает 93% всего газа в РФ, Газпром владеет всей газораспределительной системой РФ, Газпром имеет исключительное право, на разработку новых разведанных месторождений. Таким образом, Газпром являет собой монополию сразу в трех направлениях, может кто-то не согласиться но тогда стоит сравнить Газпром с Майкрософт которая представляет собой яркий пример монополии. У МС тоже есть конкуренты, в виде создателей Линукса и других ОС, но они занимают столь малый процент рынка, что не способны повлиять ни на цену, ни на расстановку сил, т.е. они не берутся в расчет при построении бизнес-планов корпорации, а все попытки создания новых компаний пресекаются еще на начальных стадиях. Так и Газпрома, у него есть только незначительные конкуренты, и это как на территории России, так и за ее пределами, а появление новых само по себе невозможно и причина уже указана. Именно поэтому Газпром может диктовать свои условия и решать, кто для него является более удачным клиентом, не обращая внимания ни на что. А главное что позволяет Газпрому монополия в газовой сфере это возможность диктовать свою цену. Вот и получается, что РФ пригрела у себя монопольную змею, которая может проглотить и ее хозяина [6].