Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать понятие «монополия».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать способы подбора топ-менеджеров;
- рассмотреть основные черты и особенности экономической деятельности монополии;
- проанализировать практические аспекты монопольной деятельност на примере ОАО "Газпром".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
СПОСОБЫ ПОДБОРА ТОП – МЕНЕДЖЕРА
5

1.1
Источники подбора
5

1.2
Подготовка технического задания, оценка компетенции топ-менеджера по основным критериям

7

1.3
Собеседование - выяснение степени соответствия кандидата на позицию топ-уровня

9
2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ТОП-МЕНЕДЖЕРА
11

2.1
Статья партнера консалтинг-центра «Шаг» Юрий Пахомова «Как нанять управленца-звезду»
11

2.2
Тестовые задания по теме: «Подбор в компанию топ-менеджера
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19

Файлы: 1 файл

МЭ Монополия.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

УФИМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

Специальность ГМУ

Курс 3

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему «Монополия»

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Оценка

Дата

Подпись

Выполнила

Мамлеева О.Ю.

     

Проверила

Кузнецова Е.В.

     

 

 

 

УФА

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

  3

1

СПОСОБЫ ПОДБОРА ТОП – МЕНЕДЖЕРА

5

 

1.1

Источники подбора

5

 

1.2

Подготовка технического задания, оценка компетенции топ-менеджера по основным критериям

 

 7

 

1.3

Собеседование - выяснение степени соответствия кандидата на позицию топ-уровня

 

 9

2

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ТОП-МЕНЕДЖЕРА

11

 

2.1

Статья партнера консалтинг-центра «Шаг» Юрий Пахомова «Как нанять управленца-звезду»

11

 

2.2

Тестовые задания по теме: «Подбор в компанию топ-менеджера

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                               

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или  покупатель в отдельности не может  повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько  производить, продавать, а потребители  принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Принято выделять четыре типа рыночных структур, отличающихся друг от друга степенями  и формами свободы для экономических  агентов. Их взаимное деление в форме  конкуренции может быть разбито  на: чистую конкуренцию; монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. Возможности рационального выбора для фирмы зависят от того, в какой рыночной среде она действует. Совершенная конкуренция и монополия — явление редкое, скорее они являются абстракциями. В то же время их анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика; построить модели, на примере которых можно определить объем выпуска продукции, обеспечивающей максимальную прибыль, и формировать ценовую стратегию.

Основным  признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции.

Цель  работы – охарактеризовать понятие «монополия».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать способы подбора топ-менеджеров;

- рассмотреть основные черты и особенности экономической деятельности монополии;

- проанализировать практические аспекты монопольной деятельност на примере ОАО "Газпром".

 

 

 

1 МОНОПОЛИЯ

 

Чистая  монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Если на конкурентном рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм, отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а также как производители, так и покупатели выступают в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отрасли действует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли. Рассматривая чистую монополию как определенный тип экономического поведения фирмы на рынке, в микроэкономике выделяют следующие ее типы: закрытую, открытую, естественную, организационную и простую.

Естественная монополия. Одной из важнейших особенностей монополии является отсутствие у производимой продукции близких заменителей, то есть выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален. Такую фирму можно в полной мере отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа компаний в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются метрополитен, или муниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такую глобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средние издержки. Эффект масштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, а также это один из барьеров для вступления в отрасль.

Закрытая монополия. Существует ряд других барьеров, как официальных, так и неофициальных. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).

Открытая монополия. В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономические блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, ее характеризуют как открытую или случайную. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Простая монополия - это монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-нибудь ресурс. Примером является деятельность компании “Де Бирс”, монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой иные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно получаемой прибыли. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты.

Подведем итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии и добавив некоторые новые.

  1. Монополист – единственный продавец продукции.
  2. Продукция – уникальна, т. е. не имеет близких заменителей.
  3. Монополист устанавливает цену (price-maker).
  4. Цена в рамках монополии всегда выше предельного дохода
  5. Существуют непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.

Легальные барьеры:

    • экономия осуществляется с помощью эффекта масштаба производства (сокращение АС).
    • собственность на важнейшие виды сырья
    • патенты и лицензии
    • исключительные права, полученные от государства (часто в качестве такого монополиста может выступать само государство)

Нелегальные барьеры:

    • ценовая политика
    • давление на поставщиков

Особенности экономической деятельности монополии.

Если  в совершенной конкуренции фирма  выбирает только объем производства, а на цену никак повлиять не может, то монополист может варьировать  как в объеме производства, так  и в цене. Следовательно, цена превышает  доход.

Положительные и отрицательные  стороны монополии для общества.

У монополии две основные отрицательные стороны. Первая – это завышение цен, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. На выпуск действуют издержки, которые в свою очередь зависят от двух факторов: понижающего и повышающего. Фактор, понижающий издержки, - это положительный эффект масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны действует повышающий издержки фактор, связанный с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Чаще всего перевешивает последний фактор, и тогда, действительно, издержки возрастают, а выпуск продукции падает.

Но не исключено доминирование первого  фактора, тогда издержки сократятся, а объем продукции увеличится. Это будет уже положительная  сторона монополистического рынка  для общества. Чтобы привести пример, достаточно вспомнить все те же метрополитен и муниципальные коммунальные службы. Еще один плюс монополии – ценовая  дискриминация. Более низкие цены на продукты питания для инвалидов, дешевый или даже бесплатный проезд в автобусах для пенсионеров, скидки для студентов на турбилеты и многое другое есть примеры ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – продажа товаров и услуг разным группам населения по разным ценам. Здесь следует оговориться товары и услуги должны быть такими, чтобы человек, купивший их по более низкой цене, не смог бы их продать по более высокой.

Нельзя  не сказать о таком понятии, как  монопольная власть, для этого  обратимся к индексу Лернера:

I = (Pm – MC)/Pm = 1/E, где

I – индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

E – эластичность спроса на продукцию.

Чем больше этот индекс, тем выше монопольная  власть. Иногда эта формула записывается вот так:

I = (P – AC)/P.

Если  мы умножим числитель и знаменатель  на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – выручку.

I = (P – AC)Q/PQ = П/ТС.

Тем самым индекс Лернера показывает, что высокая прибыль – это признак монополии.

Следующее ключевое понятие монопольного рынка  – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.

I = S1 + S2+ S3+…+ Sn, где

I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

S1 – удельный вес самой крупной фирмы.

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.

В США  высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ

 

Рассмотрим характеристики монополии более подробно. На самом деле в масштабах страны, а тем более всего мира о существовании чистой монополии не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынке программного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкого калибра, например “Apple”. То же самое можно сказать и про российский нефтяной рынок: у “Лукойла” есть конкуренты в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании и других. Но если взять более скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

ОАО «Газпром» как монополия. Доказать что Газпром является монополией в пределах России не составит труда. Для этого достаточно трех фактов: Газпром добывает 93% всего газа в РФ, Газпром владеет всей газораспределительной системой РФ, Газпром имеет исключительное право, на разработку новых разведанных месторождений. Таким образом, Газпром являет собой монополию сразу в трех направлениях, может кто-то не согласиться но тогда стоит сравнить Газпром с Майкрософт которая представляет собой яркий пример монополии. У МС тоже есть конкуренты, в виде создателей Линукса и других ОС, но они занимают столь малый процент рынка, что не способны повлиять ни на цену, ни на расстановку сил, т.е. они не берутся в расчет при построении бизнес-планов корпорации, а все попытки создания новых компаний пресекаются еще на начальных стадиях. Так и Газпрома, у него есть только незначительные конкуренты, и это как на территории России, так и за ее пределами, а появление новых само по себе невозможно и причина уже указана. Именно поэтому Газпром может диктовать свои условия и решать, кто для него является более удачным клиентом, не обращая внимания ни на что. А главное что позволяет Газпрому монополия в газовой сфере это возможность диктовать свою цену. Вот и получается, что РФ пригрела у себя монопольную змею, которая может проглотить и ее хозяина [6].

Информация о работе Монополия