Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция – неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важнейшую роль в механизме рыночного регулирования. В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение долго себя ждать не заставит.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

Цена монополии  во всех случаях является самой высокой  из тех,

которые можно  выжать из покупателей или которые,

как предполагается, они согласятся заплатить.

Адам Смит

Введение

    Конкуренция  – неотъемлемая черта рыночного  хозяйства, играющая важнейшую  роль в механизме рыночного регулирования. В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение долго себя ждать не заставит. Таким образом, конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна. Экономической причиной конкуренции является ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для наивысшего уровня собственного благосостояния.

     В целом  конкуренция – двигатель экономического  прогресса, т.к. она мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества и повышение качества продукции и вынуждает каждого субъекта хозяйствования напрягать все усилия в поисках новых способов совершенствования производства, сервиса, качества, снижение издержек, создание прочной репутации у потребителей. Результат этого – эффективное развитие производительных сил общества. Также конкуренция  создает благоприятные условия для потребителей, предоставляя возможность через свои покупательные предпочтения влиять на качество и цену товаров и услуг.

     Монополия существует в рамках  модели рынка несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – это такая экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

    Актуальность  выбранной темы обусловлена тем,  что монополия является элементом рыночного механизма, в силу чего основной задачей государства является нахождение разумного для общества сочетания монополии и конкуренции.

    Основной целью написания данной курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

Для достижения основной цели работы, необходимо определить ряд  задач:

- рассмотрение понятия  «монополизм»;

- определение основных  видов монополий;

- определение путей ограничения монополий путем антимонопольного регулирования.

      Вопросы монополизма были освещены в литературе различными авторами, среди них И.В. Липсиц, Е.В. Савицкая, И.В. Чепурин М.Н., Е.Ф. Борисов.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные понятия и определения

    Понятие монополии имеет двоякий смысл: под монополией понимают во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, - положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии - получение  сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Чистая монополия - это  рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производит­елем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста1.

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий  близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста  к максимизации прибыли путем  установления контроля над ценой  и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждение  особой власти на рынке. "Рыночная власть" означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Отличительные черты  монополии:

·  Единственный продавец (монополист);

·  Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);

·  Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

· Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

    Естественная  монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима. Попытаемся объяснить, почему же в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства, так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом ник кого вреда отрасли. Примером таких монополий могут являться монополии в автомобилестроении или же в сфере производства бытовых товаров. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

Глава 2. Теоретические  основы монополизма

2.1. Монополия  и ее виды

     Монопо́лия (от греческого μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Однозначно оценить монополию и её роль в экономике нельзя. Сама монополия бывает разной. Определим различные её виды в зависимости от её происхождения и тех путей, которые ведут к её образованию:

  1. Естественная монополия возникает в отраслях, где из-за специфических условий не может быть большого числа конкурентов. К естественным монополиям относятся электрические газовые компании, предприятия водоснабжения. Также естественные монополии возникают в автомобильной, алюминиевой отраслях, где экономически оправданно крупномасштабное производство, которое обеспечивает большую эффективность; к монополистическим относят отрасли, имеющие особо важное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленный комплекс и т. п.). Исключительность положения производителя может быть связана с владением невоспроизводимыми природными ресурсами, например, особо плодородными участками земли; при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда; в сфере оригинальных художественных промыслов. Естественная монополия возникает и существует закономерно по объективным условиям.
  2. Искусственная монополия создаётся специально путём концентрации в чьих-либо руках определённой хозяйственной деятельности. К искусственным монополиям относятся: картель синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором участники полностью  сохраняют свою хозяйственную самостоятельность  – как производственную, так и  коммерческую; они договариваются о  квоте – доле каждого в общем  выпуске, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Организация стран-экспортёров  нефти ОПЕК – пример картеля международного масштаба. Эта организация, созданная  в 1960 г., в конце XX в. Насчитывала 11 стран-членов (основные нефтедобывающие государства Азии, Африки и Латинской Америки), которые стремились проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти.

Синдикат – объединение  ряда предприятий, производящих однородную продукцию; за участниками объединения  сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Участники в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть. Коммерческая самостоятельность участников здесь теряется.

Трест – монополия, в  которой создаётся совместная собственность  группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Входящие в трест предприятия  полностью теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и объединяются под единым управлением. Пример – Аэрофлот, городские объединения (тресты столовых, бытовых услуг и пр.), отраслевые министерства и главки, господствовавшие в экономике СССР.

Концерн – союз формально  независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организовывает финансовый контроль за всеми участниками. Современный концерн – это крупный диверсифицированный (многоотраслевой) комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, находящиеся в разных странах. Компания, которая владеет акциями участников концерна и благодаря этому влияет на их деятельность, называется холднигом ( от англ. Hold – держать, владеть).

Консорциум – временное  объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления  совместных крупных предпринимательских  проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера  и т.п.).

Устанавливая абсолютную монополию, объединения предприятий делают это ради установления выгодных им рыночных цен. Какие для этого у монополиста есть возможности?

  1. Фирма-монополист намеренно уменьшает продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов, что ведёт к росту цены предложения. Так, в 90-е гг. XX столетия в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сократили его продаже, чтобы при повышенном спросе на него увеличить свою монопольно высокую цену.
  2. Абсолютная монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, заранее скупает, например, сельскохозяйственное сырьё по низким ценам и создаёт его большие запасы. В период сбора нового урожая монополия устанавливает низкую цену на закупаемую продукцию. Выигрыш монопсонии возрастает с каждым новым уменьшением монопольно низких закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции.

Пример – монопсонии западных стран издавна закупают дешёвое сырьё у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционно африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

  1. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах. Так, многие предприятия обрабатывающей промышленности устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличивают цены в отраслях добывающей промышленности и в сельском хозяйстве.

В России, например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Чтобы  удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения используют всевозможные методы конкуренции:

а) хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ  от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое  объединение);

б) демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам (на уровне издержек) с целью разорения конкурента;

в) ограничение продажи  товаров не зависимым от монополии  фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам);

г) регулирование цен – монополисты повышают цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно снижают их для крупных покупателей;

д) разорение конкурентов  с помощью не дозволенных законодательством  средств (вплоть до заказных убийств) с  целью их «поглощения» и «присвоения»;

е) промышленный шпионаж.

3.  Ещё одним распространённым  видом монополий являются легальные  (законные). Они образуются в результате  появления юридических ограничений  на пути конкуренции. Например, государственные привилегии предприятию,  исключительное право заниматься видом деятельности в виде лицензирования экспорта, охраны авторских прав, использования товарных знаков, патентной системы. Такая монополия защищена юридическими запретами и является закрытой.

4. Открытая монополия.  Она возникает как закономерный результат более эффективного хозяйствования. Играя по правилам рынка, стремясь  к увеличению прибыли, конкуренты внедряют новую технику и технологии, приобретая тем самым преимущества и временно оказываясь в исключительном положении. Понятно, что специальной защиты от конкуренции такая монополия не имеет2.

 

2.2. Отрицательные  и положительные аспекты монополии

Учитывая всё сказанное  о монополии, необходимо отметить, что у неё есть свои «плюсы» и «минусы».

Положительные стороны:

  1. продукция монополии, как правило, отличается высоким качеством. Кроме того, крупные масштабы позволяют снижать издержки и экономить ресурсы;
  2. по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств для развития научно-технического прогресса в своём производстве, поскольку внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат.

Информация о работе Монополия