Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа
Конкуренция – неотъемлемая черта рыночного хозяйства, играющая важнейшую роль в механизме рыночного регулирования. В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение долго себя ждать не заставит.
Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они, действуя вполне рационально, будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств. В итоге Правительству РФ приходится постоянно то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов и заставить все российские предприятия заниматься улучшением качества или удешевлением своих товаров, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными. Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения. А летом 2001 г. автомобильное лобби в лице директоров российских автозаводов добилось у президента Путина решения о введении повышенных пошлин на ввоз в Россию подержанных иностранных автомобилей старше 3-х лет, поскольку такие недорогие и качественные автомобили очень понравились россиянам и отечественные автомонополисты стали терять рынок3.
Антимонопольное регулирование направлено не против «большого бизнеса» как такового, размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию, а против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И хотя антимонопольное регулирование несовершенно и сопровождается неизбежными издержками, они все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике.
Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается4.
Глава 3. Фирма «Копи-Арт» как пример монополии
Анализируя развитие событий на рынке, где появилась фирма - несовершенный конкурент (т. е. кандидат на роль монополии), мы видели, что это поначалу выгодно покупателям: ведь борьба за рынок привела к снижению равновесной цены. Но представим себе, что «Копи-Арт» добилась своего: при пониженном уровне цен мелкие копировальные мастерские разорились и пункты «Копи-Арт» стали единственным местом в городе, где можно заказать ксерокопии. Что произойдет затем?
Став на рынке монополистом, фирма, конечно, будет вести себя так, как это ей наиболее выгодно. Допустим, что в бухгалтерской документации «Копи-Арт» содержатся следующие данные о результатах и условиях ее деятельности (табл. 1). Обратим внимание прежде всего на колонку 3 таблицы — «Общий доход от продаж». Общий доход от продаж равен произведению количества выполненных копий на цену одной копии (данные из А, умноженные на данные из Б). Поскольку несовершенный конкурент имеет дело с рыночной кривой спроса (а спрос на копии — эластичный), он может получить большее число заказов лишь при снижении цены за 1 лист копий (не забудем при этом, что все заказы принимаются по одной цене). Тем не менее снижение цены сопровождается ростом общего дохода от продаж копировальных услуг. И потому «Копи-Арт» на первый взгляд выгодно все больше наращивать объем своей деятельности.
Таблица1
Цена за 1 лист копии, руб. |
Количество заказов в день, листов |
Общий доход от продаж, руб. (гр. 1 х гр.2) |
Фактический предельный доход от продаж, руб. |
Предельный доход от продаж в пересчете на 10 тыс. листов копий |
Предельный доход от продаж в пересчете на 1 лист |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
0,9 |
0 |
0 |
|||
8000 |
8000 |
0,8 | |||
0,8 |
10000 |
8000 |
|||
6000 |
6000 |
0,6 | |||
0,7 |
20000 |
14000 |
|||
5000 |
4310 |
0,43 |
|||
0,6 |
31600 |
19000 |
|||
3000 |
2419 |
0,24 | |||
0,5 |
44000 |
22000 |
|||
2000 |
1250 |
0,13 | |||
0,4 |
60000 |
24000 |
|||
2000 |
749 |
0,07 | |||
0,3 |
86700 |
26000 |
|||
-2000 |
-600 |
-0,06 | |||
0,2 |
120000 |
24000 |
Но обратимся теперь к гр. 4 — «Фактический предельный доход от Продаж». Данные в ней определяются очень просто — как разница между величинами общего дохода от продаж при разных уровнях цен, деленная на прирост объема продаж (например, при снижении цены за лист с 0,6 до 0,5 руб. выручка возрастает с 19 тыс. до 20 тыс. руб. и соответственно предельный доход будет равен 3 тыс. руб.). Поскольку это разностные величины, то в таблице они напечатаны со сдвигом на одну строчку вниз — как бы в промежутке между двумя уровнями цен. Для удобства дальнейшего исследования можем пересчитать предельный доход на 10 тыс. листов копий (гр. 5). Для этого мы просто поделим предельный доход из гр. 4 на реальный прирост числа изготовленных копий и умножим на 10 тыс. листов (например, предельный доход в 3 тыс. руб. был получен за счет изготовления дополнительно 12,4 тыс. копий — это разница между 44 и 31,6 тыс. копий, изготовленных соответственно при ценах за лист 0,6 и 0,5 руб.; значит, на 1 тыс. листов предельный доход составил (22 000-19 000)/(44 000-31 600,000) = 0,2419 руб., что при умножении на 10 тыс. листов дает 2419 руб.). Как видим, если общий доход от продаж неуклонно растет, то предельный доход от продаж ведет себя прямо противоположным образом — он снижается. И если мы возьмем данные о величинах предельного дохода в расчете на 1 лист копий (чтобы иметь дело с тем же масштабом цифр, что и уровни цены) и нанесем их на график спроса, то получим кривую предельного дохода.
Для неё характерно то, что она:
• показывает падение предельного дохода при снижении цен и росте объемов продаж;
• проходит ниже кривой спроса, т. е. при одном и том же объеме продаж предельный доход оказывается в расчете на единицу товара ниже, чем цена, которую при этом объеме продаж получает фирма. Причина тому — сокращение выручки от реализации единицы товара при снижении цен (несмотря на рост числа проданных товаров или услуг). Так, из приведенной выше таблицы видно, что, снизив цену, скажем, с 0,7 руб. за лист до 0,6 руб., «Копи-Арт» смогла увеличить число принятых ею заказов на 11,6 тыс. в день (с 20 до 31,6), а общую выручку — с 14 до 19 тыс. руб. Но при этом за первые два десятка тысяч копий она получила лишь 12 тыс. руб., тогда как при прежней цене 0,7 руб./лист этот же объем выполненных работ приносил ей доход от продаж в размере 14 тыс. руб. Следовательно, прирост общей величины дохода от продаж при новом уровне цен сложился как результат:
• получения дохода от продаж дополнительного объема услуг (11,6 тыс. листов х 0,6 руб./лист = 6,96 тыс. руб., округленно 7 тыс. руб.);
• сокращения дохода от продаж прежде достигнутого количества товаров (услуг) по новой, более низкой цене (эту величину мы получаем умножением прежнего количества реализованных товаров на разницу в ценах, т. е. 20 тыс. листов х (0,7 — 0,6) руб./лист = 2 тыс. руб.).
Как легко убедиться, вычитание из 7 тыс. руб. дополнительного дохода (от прироста продаж услуг) суммы в 2 тыс. руб., потерянной на прежнем объеме реализации (по сравнению с реализацией по ранее действующим ценам), дает именно ту величину (5 тыс. руб.), на которую вырос общий доход «Копи-Арт» при снижении цены за лист копии с 0,7 до 0,6 руб. Поэтому наращивание объема продаж за счет снижения цены реализации дает фирме все меньшее приращение ее доходов. И если мы вернемся к табл. 9.1, то обнаружим, что снижение цены с 0,3 руб. за лист до 0,2 руб. с точки зрения фирмы становится бессмысленным. В этом случае мы получим рост числа заказов до 120 тыс. листов, но это уже не дает прироста дохода от продаж. Напротив, предельный доход станет отрицательным, т. е. выручка от продаж станет меньше, чем при цене 0,3 руб5.
Как видно из примера, несовершенный конкурент будет наращивать объем продаж только до тех пор, пока это будет обеспечивать ему как минимум прирост доходов. Впрочем, эта логика присуща всем фирмам и лежит в основе первого правила их разумного коммерческого поведения.
Первое правило поведения фирм: наращивать объем выпуска стоит лишь до того момента, когда предельный доход от продаж станет нулевым. Раз так ведут себя все фирмы, которыми управляют экономически грамотные менеджеры, то в поведении монополиста пока не обнаруживается ничего особенно предосудительного. Однако продолжим наше расследование. Мы знаем, что целью фирмы обычно является получение наибольшей прибыли. И монополист здесь не исключение. Напротив, именно ему эта цель присуща в наибольшей мере. После захвата рынка (каким образом — разговор особый) заботиться об увеличении своей доли на нем за счет преимущественного наращивания объемов продаж ему уже не надо. Пора пожинать плоды успеха — получать наибольшую прибыль. Но при каких условиях эта цель может быть достигнута? Чтобы получить ответ, выполним повседневное для любого грамотного бизнесмена дело — проанализируем затраты на производство.
Предположим, бухгалтеры фирмы «Копи-Арт», поработав вместе с инженерами-технологами над экономической оценкой различных вариантов
организации производства, предоставили (с разрешения директора фирмы) следующие данные (табл. 2).
Таблица 2
Цена за 1 лист копии, руб. |
Количество страниц заказов день, тыс. шт. |
Общий доход от продаж (выручка), тыс.руб. |
Общие затраты на изготовление данного числа заказов, тыс. руб. |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0,9 |
0 |
0 |
5 |
-5 |
0,8 |
10,0 |
8 |
7 |
1 |
0,7 |
20,0 |
14 |
10 |
4 |
0,6 |
31,6 |
19 |
14 |
5 |
0,5 |
44,0 |
22 |
20 |
2 |
0,4 |
60,0 |
24 |
28 |
-4 |
0,3 |
86,7 |
26 |
41 |
-15 |
Вначале кривая затрат на производство может проходить выше кривой выручки от продаж, т. е. фирма будет нести убытки. В нашем примере такая участь постигла бы фирму «Копи-Арт», если бы она создала копировальные центры, потратила деньги на оснащение их техникой, закупку бумаги, наем рабочих и установила цену за 1 лист на уровне 0,9 руб. В этом случае она бы несла затраты, но выручки при сложившемся на рынке спросе (напомним, что монополист имеет дело именно с рыночным спросом) не было бы. Лишь при снижении цены до уровня примерно 0,8 руб за лист у «Копи-Арт» появилась бы минимальная прибыль в размере 1 тыс. руб. Если теперь «Копи-Арт» начнет скользить вниз по рыночной кривой спроса, снижая далее цену и получая благодаря этому все большее число заказов, то прибыль ее будет возрастать. Условиям прибыльного ведения дел соответствует зона, равная сумме прибыли, получаемой фирмой при данном соотношении цены и объемов продаж. Например, при объеме продаж 20 тыс. листов копий в день, который достигается при цене 0,7 руб./лист, фирма «Копи-Арт» получит выручку в размере 14 тыс. руб. при затратах на изготовление копий в размере 10 тыс. руб. Следовательно, ее прибыль составит 4 тыс. руб., что соответствует данным табл. 2. Наибольшую величину прибыли, как видно из данных этой таблицы, «Копи-Арт» получит в том случае, если установит цену в размере 0,6 руб./лист. Поскольку такой цене соответствует величина спроса в размере 31,6 тыс. листов в день, то выручка от оказания копировальных услуг составит 19 тыс. руб. при затратах на копирование в размере 14 тыс. руб. Это и даст "Копи-Арт" наибольшую величину прибыли — 5 тыс. руб.
Вот теперь вплотную приблизились к тому, чтобы понять логику поведения монополиста. Как установили вначале, анализируя данные табл. 1, ни в коем случае фирме «Копи-Арт» не стоит изготавливать в день более 86,7 тыс. копий. Ведь для достижения такого объема реализации ей придется соскользнуть по кривой рыночного спроса до цены ниже чем 0,3 руб. за лист. А это приведет к тому, что предельный доход от продаж станет отрицательным. Поскольку фирма «Копи-Арт» занимается своей деятельностью ради получения наибольшей прибыли, такой результат ее не устроит ни в коем случае. Напротив, просчитывая параметры своей деятельности, способные обеспечить наивысшую прибыль, ее владельцы и менеджеры без труда обнаружат: при сложившемся на рынке спросе им выгоднее всего изготавливать копии по цене 0,6 руб./лист и не более 31,6 тыс. листов в день. Тогда прибыль с одного листа копии составит 0,158 руб. (5/31,60). Именно такую политику — ограничение предложения услуг до 31,6 тыс. копий в день и взимание цены за один лист копий в размере 0,6 руб. - фирма «Копи-Арт» и выберет для себя, став монополистом на рынке копировальных услуг. И будет она при этом действовать в соответствии со вторым правилом поведения фирм.