Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:45, курсовая работа
Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.
Введение
Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.
Безработица, инфляция, приватизация, демонополизация, кризис финансово-бюджетной системы, изменение общественных ценностей – вот далеко не полный перечень новых атрибутов нашей жизни. Процесс познания, нахождения вариантов решения стоящих проблем, протекает мучительно и болезненно. Плачевное состояние экономики, огромные спады объемов производства, резкое обнищание населения, и, как следствие, адекватное снижение покупательской способности и доходов, а так же целый ряд других причин заставляют вновь и вновь возвращаться к мысли: а верный ли путь выбран? Не ошиблись ли мы в стратегии и тактике рыночных преобразований? Не слишком ли рано отказались от роли государства в регулировании и преобразовании экономических, социальных и политических вопросов.
Именно эти вопросы имеют огромное значение в деле создания полноценного цивилизованного рынка. Гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, доставшейся нам в наследство, крайне отрицательно сказывается на развитии конкуренции, без чего нормальный рынок не возможен.
Для преодоления последствий этого в России создан специальный орган в структуре исполнительной власти – Правительстве РФ – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, имеющий на территориях свое управление. На протяжении девятилетней деятельности уже накоплен большой опыт.
Для мировой цивилизации
Конституция Российской Федерации (статья 34) запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию. Для общества предпочтительней механизм совершенной конкуренции, который теоретически имеет наибольший потенциал с точки зрения эффективного функционирования экономики.
Однако производство и реализация
некоторых товаров более
Прямое государственное
Данная курсовая работа посвящена одной из ведущих тем в микроэкономике – монополиям и антимонопольному регулированию.
Предыстория появления монополии.
С одной стороны возникновение монополий – естественный процесс развития рынка, с другой – дальнейшее развитие рынка требует ограничения монополии. В последнее время в США бытует выражение: «Быть небольшим – прекрасно». Сравнительно небольшие фирмы более гибки, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенденцию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их организационная структура более обозрима.
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоисключающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Конкуренция (от латинского concurere – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров и услуг.
Конкуренция – это не просто соперничество за более прибыльное приложение капитала. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые технологии, новые потребности.
Кокуренция давит на предприятия «извне», заставляет их изыскивать новые метобы производства. Давлению «из вне» противостоит давление «из внутри» предприятия. Это давление оказывают работники на алминистрацию. Цель – увеличение их доходов, улучшение условий труда. Иначе конкурентное сокращение издержек может привести к снижению заработной платы.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым) бросовым ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот кто покупает больше или по цене более высокой по сравнению с рыночной, не смотря на естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, которые больше сплочены и имеет возможность навязывать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция – двигатель экономического процесса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции, и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связывается и образование монополий.
Во второй половине 19 века возникают крупные прдприятия и их объединения. В 1909 году в США крупнейших промышленных предприятий с объемом производства 1 млн. Долларов и свыше насчитывалось 1,1% от общего числа предприятий, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. В настоящее время доля крупных предприятий составляет в США 0,5% и они вырабатывают 35% объемов продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.
Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополий – один продавец, когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.
Далее я постараюсь более подробно рассказать об одной из моделей несовершенной конкуренции – монополии.
Монополия (от греч. monos –один, poleo – продаю) – сключительное право государства, предприятия, организации (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц, государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии
важно учитывать
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Важной формой создания отраслевых
и межотраслевых
Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д.
В разных странах и
в различные истрорические
Устойчивая монополия формируется у крупнейших предпритий, захвативших рынки сбыта в конце 20 века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Это монополии возникают в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).
Особенно характерным
было образование картелей и
синдикатов в европейских стран
Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.
Информация о работе Монополиям и антимонопольному регулированию