Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:45, курсовая работа
Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.
В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение месторождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др.
Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства в экономике, характерная для бывших социалистических стран, в частности Советского Союза, и являвшаяся непреодолимым препятствием развития рынка в стране.
Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенчатого монолита. В его основании находился государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганты, контролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем предприятия и организации, монополизировавшие выпуск определенных товаров и услуг.
Такое наблюдалось в производстве, распределении, обмене. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантировало сбыт и присваивало себе функцию монопольного представителя тысяч потребителей. Чем больше была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монопсонии.
Таким образом, среди отмеченных выше монополий можно выделить по функциональному назначению зону естественной монополии, включающую технологические олигополии, научно-техническую и государственную монополии. Границы зоны подвижны. Так, временный характер имеет научно-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических олигополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естественном олигопольном рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, существенно уменьшающие затраты, то снижаются барьеры и возрастает доступность этого рынка для потенциальных конкурентов.
Так, до недавнего времени на рынке
услуг спутниковой связи
Принципы антимонопольной политики
Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики.
1. Изучение рынков, выявление среди
них конкурентных и монопольных
2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования.
В частности, для эффективного управления
технологическими олигополиями нужны
преимущественно административн
Вмешательство государства в научно-
Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализирует их производства, устанавливает административный контроль над ценами, фиксированные ставки акцизного налогообложения и пр.
В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государство как монопольного потребителя (монопсониста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в определении объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от поворотов военно-политической стратегии и прочих непредсказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка.
4. Выявление монополий, в
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монополией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Государство, защищая интересы граждан, вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков.
Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Если в развитых странах такая триада действует давно, то у нас. она находится еще в стадии формирования, причем самым слабым звеном является организация выполнения. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление на практике антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима на контролируемых рынках.
При демонополизации экономики с тотальным огосударствлением, т.е. государственного социализма, к отмеченным выше принципам следует добавить еще два.
6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий, которые смогут свободно назначать свои цены.
7. Развитие и укрепление
Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
При демонополизации экономики государственного социализма к указанным направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма.
В российской экономике начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ — поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов.
Законодательство
Наиболее разработанным
принято считать
В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.
Нашу экономическую
политику все время кидает из административного
произвола по управлению производством
к стихии самостоятельности
Выводы
3. У монополиста линии спроса
и предельного дохода не
4. С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению с совершенным конкурентом предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. По тем же причинам проигрывают и потребители. Если монополия не может быть устранена, то государство обязано регулировать монопольные цены. Компромиссной будет цена на основе средних издержек, которая позволит монополисту работать без убытков и получать фактическую, но не монопольную (экономическую) прибыль.
5. Естественными
барьерами, препятствующими
6. Конечная
цель антимонопольной политики
состоит в том, чтобы в
Информация о работе Монополиям и антимонопольному регулированию