Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
В современном мире на фоне развитых различных рынках принято говорить о совершенной конкуренции как о единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа - копия.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

2.1. Анализ роли ОАО «Газпром» в газовой отрасли экономики России

Газовая промышленность - важнейший  и один из наиболее стабильно работающих элементов топливно-энергетического  комплекса и всей экономики России, крупнейший сегмент мировой системы  энергообеспечения. Доля газа в первичном  топливно-энергетическом балансе страны составляет около 50%. Газовая отрасль  России занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов  бюджета и более 19% валютной выручки  государства. Наша страна занимает первое место в мире по добыче, разведанным  запасам и прогнозным ресурсам газа и обеспечивает около 25% его мирового производства.

Газовая отрасль России вместе со всей страной пережила все проблемы переходного периода - спад производства, хронические неплатежи потребителей, угрозу банкротства предприятий отрасли, энергетические кризисы в ряде регионов [9,с.367].

Задача всех, кто работает в газовой промышленности, - сохранить  в ходе перемен управляемость  и высокую эффективность сектора. Причем, под эффективностью мы понимаем, отнюдь не только высокую рентабельность. «Если мы хотим закрепить за отраслью её лидирующую позицию в социально-экономическом прогрессе российского общества, мы обязаны понять и принять неизбежность перемен, найти свое место в стремительно развивающемся мире», - утверждает В.Язев, Заместитель Председателя Комитета ГД ФС РФ по энергетике, промышленности и связи, Президент Российского газового общества.

На долю «Газпрома» приходится 78% российского объема добычи газа и 15% всего добываемого в мире газа. В 2010 году «Газпром» добыл 509 млрд. мгаза, что значительно выше спада объема добычи в 2009 году (см. рис. 2.1).

Рис 2.1. Добыча газа «Газпром»,  млрд. м3

При сравнении показателей по объемам добычи газа, приведенных в таблице 2.1, можно отметить, что основная доля добычи  газа в России приходится на ОАО «Газпром» [2,с. 407].

Таблица 2.1

 

Крупнейшие естественные монополии в экономике России

Наименование монополии

2006 г добыча газа, млрд. м3

2007 г добыча газа, млрд. м3

2008 г добыча газа, млрд. м3

2009 г

добыча газа, млрд. м3

Газ, всего (природный + попутный)

581,2

589,4

594,9

602,3

ОАО "Газпром"

515,5

523,8

527,6

533,4

ВИНК

32,2

33,1

34,0

35,7

Нортгаз, ИТЕРА,

 НОВАТЭК

24,7

27,4

25,1

27,9

Региональные газовые  организации5ализи

 

5,3

 

5,1

 

5,2

 

5,3


В силу своего огромного  значения для экономики в целом  постоянное внимание привлекают три  главные естественные монополии  – «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

Также имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. Формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства 50,002,% ,тем не менее, реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы (см. приложение А).

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти три монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов бюджета  РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной  стоимости он дает больше, чем РАО  «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая  всего 300 тыс. работников, а прибыли  и налогов – вдвое больше чем  они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая  здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке. Валовая добавленная стоимость «Газпрома» составила бы примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70 млрд. руб.

В настоящее время часть  ренты перераспределяется через  заниженные цены в другие отрасли, прежде всего в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию  и тепло, а также населению, через  удешевленные коммунальные услуги. При  этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной  российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении  относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка. К тому же, если учесть что естественные монополии - это бюджетообразующие отрасли, а налоги с «Газпрома» составляют 25% всех налоговых поступлений. Для сравнения банковская сфера дает всего 4%. ОАО «Газпром» является естественной монополией так как:

1) это единственное предприятие осуществляющее экспортную торговлю газом, владея системой магистральной транспортировки;

2) характерна низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию, производимую субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции, поскольку продукцию невозможно заменить другими товарами. На сегодняшний день ОАО «Газпром» является владельцем магистральных путей по всей стране. То есть вся транспортировка газа проходит только через магистрали Газпрома;

3) данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности;

4) сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

 

2.2. Принципы государственного регулирования естественных монополий на примере ОАО «Газпром»

 

Газовая промышленность является естественной монополией, поэтому она находится под контролем государства. Основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации:

1) государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

2) государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;

3) повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;

4) определение основ ценовой политики в отношении газа;

5) создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;

6) обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;

7) обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Одним из принципов государственной  ценовой политики в области газоснабжения  является контроль за соблюдением регулируемых государством цен и тарифов в области газоснабжения.

Рынок природного газа традиционно  относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции.

Таким образом, именно на уровне транспортировки газа приемлемо  государственное регулирование  цен на газ. Это прописано в  Федеральном законе о газоснабжении  в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов  на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным  регулированием цен на газ для  конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых  организаций в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций:

1) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации;

2) федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, выше перечисленные  статьи Федерального закона о газоснабжении  в Российской Федерации разрешают  проблему определения оптовой цены на газ в зависимости от территориального расположения газораспределительных станций системы магистрального газопроводного транспорта.

В соответствии с Основными  положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и  тарифов на услуги по его транспортировке  на территории Российской Федерации, «регулируемая  оптовая цена на газ» - утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.

Государственное регулирование  оптовых цен на газ осуществляется исходя из учета разницы в стоимости  услуг по транспортировке газа в  различные районы.

Исходя из этого принципа оптовые цены на газ, добываемый ОАО  «Газпром» и его аффилированными  лицами, устанавливаются дифференцированно  по ценовым поясам с учетом протяженности  и, соответственно, стоимости транспортировки  газа от мест добычи до ценовых поясов.

Протяженность транспортировки, в свою очередь, рассчитывается исходя из расположения точек входа газа в систему магистрального трубопроводного  транспорта, подземных хранилищ газа, схемы потоков газа, а также  точек выхода газа из системы магистрального трубопроводного транспорта (ГРС).

Учитывая изложенное, уровень  регулируемой оптовой цены газа определяется тем, на территории какого субъекта Российской Федерации находится данная ГРС, от которой осуществляется газоснабжение конечного потребителя.

 

2.3. Выводы и рекомендации на основе  регулирования государством естественной монополии на примере ОАО «Газпром»

 

Монополия является самой  крайней и самой устойчивой формой несовершенной конкуренции. История  её возникновения начинается с самых  ранних этапов формирования рынка.

Основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Наиболее явным внешним проявлением  существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

В экономике современной  России имеет место деятельность естественных монополий. Одной из них  является компания Газпром. Его влияние  на рынок России огромно. Эта единственная монополия дает более 8% валового внутреннего  продукта. Кроме того, многие специалисты  рассматривают Газпром, как орудие внешней политики государства.

Как известно стоимость услуг Газпрома регулируется государством. А конкретнее, специальным ведомством - Федеральной  тарифной службой (ранее ФЭК), которая  ежегодно перед началом бюджетного года устанавливает планку предельного  повышения тарифов. В этом году для  Газпрома она составляет 23%.

Информация о работе Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия