Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
В современном мире на фоне развитых различных рынках принято говорить о совершенной конкуренции как о единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа - копия.docx

— 154.91 Кб (Скачать файл)

Каждый раз при обсуждении тарифов  газовый концерн стремится добиться от чиновников как можно большего увеличения тарифной ставки, не говоря уже о том, чтобы добиться отмены госрегулирования цен вообще.

В принципе, желание Газпрома отменить государственное тарифное регулирование и тем самым значительно снизить выпадающие доходы вполне объяснимо. Ведь рентабельность поставок газа на внутренний рынок, на которые приходится львиная доля продаж газового концерна, при нынешних ценах (от 30 до 50 долл. в зависимости от поясов) является отрицательной. Это приводит к значительному снижению прибыльности компании, и как следствие, отражается на инвестпрограмме газового гиганта, а также увеличивает и без того его высокую задолженность. Либерализация цен позволила бы значительно увеличить выручку концерна, а также несколько выровнять внутренние цены на газ, которые в настоящее время практически в три раза ниже среднемировых.

Тем не менее, либерализация цен  для потребителей  таит в себе немало опасностей. Главная из них заключается в том, что отмена государственного тарифного регулирования приведет к значительному росту стоимости тарифов на услуги естественной монополии, что непременно скажется и на стоимости услуг других естественных монополий. И прежде всего РАО ЕЭС, треть ТЭЦ которого является газовыми, что в свою очередь, подтолкнет вверх цены на электроэнергию. При этом, это в свою очередь отразится на большинстве не только промышленных предприятий (особенно таких энергоемких, как, например, металлургия), которые будут вынуждены заложить рост стоимости энерготарифов в себестоимость продукции, что неизбежно приведет к повышению цен производителей, а затем и потребительских цен (инфляции).

В итоге мы получим приблизительно 2,5-процентную прибавку к ежегодным темпам инфляции, что уже практически сейчас ставит крест на планах правительства довести этот показатель к 2012 году до уровня 3-4%.

Таким образом oтмена государственного регулирования тарифов послужит своего рода катализатором к повышению роста стоимости услуг других естественных монополий, и в перспективе будет являться (ведь тогда тарифы будут привязаны, скорее всего, к конъюнктуре мировых цен) постоянным фактором нестабильности для инфляционного плана в каждом новом бюджетном году.

В последнее время очень  много внимания уделяется реформированию газовой отрасли.

Реформирование "Газпрома" должно быть направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).

В результате отделения будут  достигнуты следующие цели:

1) усиление государственного регулирования транспортировки газа и создание условий для свободного доступа добывающих предприятий к распределительной сети;

2) стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности путем привлечения иностранных и отечественных инвесторов для освоения новых месторождений;

3) развитие прямых договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.

Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности, то нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным образом их контролировать.

Программа реформирования "Газпрома" должна предусматривать новый механизм ценообразования, согласованный с начислением и взиманием налогов, инвестиционной политикой концерна и величиной дивидендов. Цены добычи газа должны контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы:

1) "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль.

2) Гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий их газоснабжения повысили его надежность.

3) Цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал дефицит или избыток газа на рынке.

Условия, приводящие к "естественному" монополизму, должны регулироваться государством, а прочие - рынком.

Развитие конкурентной среды  в добыче газа возможно лишь при  условии, что есть месторождения, перспективные  для освоения. Государство как  собственник природных ресурсов могло бы целенаправленно формировать  эту среду на основе фонда нераспределенных участков недр. Однако в России эти  возможности во многом утрачены.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив тему следует отметить, что экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения конкуренции, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие монополизации требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний  обречена  на  пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле  транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на  европейском континенте - это ОАО "Газпром".

По своим экономическим, техническим и организационным  характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром",  МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным  показателям их превосходят. Эти хозяйственные  структуры при разумном к  ним  отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего  прорыва, но позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в  мире.  Естественные монополии следует  рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву".

Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства  экономики  РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий  на  отечественном  и мировом рынках.

 

Таблица 2.2

Крупнейшие естественные монополии в экономике России в 2007 году

Показатели

Единицы измерения

«Газпром»

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика

всего

доля в эк., %

всего

доля в эк., %

всего

доля в эк., %

всего

доля в эк., %

Количество занятых

Тыс. чел.

306,3

0,5

681

1,1

1605

2,5

2592

4,0

64300

валовой выпуск

млрд. руб.

647,9

5,2

351,6

2,8

246,8

2,0

1240

10,0

12420

валовая добавленная стоимость

млрд. руб.

497,3

7,0

232,1

3,3

226,4

3,2

956

13,5

70634,4

основные средства

млрд. руб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Приложение А

 

 

 

капитальные вложения

млрд. руб.

99,7

8,6

39,2

3,4

100,8

8,7

240

20,6

1165,2

прибыль

млрд. руб.

125,2

10,5

22,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

налоги

млрд. руб.

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,6

1707,6

экспорт

млрд. руб.

16,1

15,6

0,3

0,2

-

-

16

15,9

103,0


 


Информация о работе Монополизация рынка: причина, инструменты, последствия