Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа
Несовершенная конкуренция может существовать в виде монополии, олигополии, дуополии и монополистической конкуренции. Также к несовершенной конкуренции можно отнести понятие монопсонии – рынка, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса.
Обратим наше внимание на такой вид несовершенной конкуренции как монополия.
Введение……………………………………………………………………………...4
Монопольная власть: виды, источники и показатели.………………....……....5
Сущность монополиии …………………………….....…………………............5
Виды монополии…………………………………………………………….…..6
Источники монопольной власти……………………………………….…….....9
Показатели монопольной власти……………………………………………...11
2 Специфика регулирование ценообразования на монопольном рынке…………….………………………………………………………...………...16
Регулирование цен………………………………………..…………….……....16
Общественные издержки монопольной власти………………………….........17
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь………………………………………………………………………..........19
3 Экономические последствия монопольной власти…………………………….21
4 Развитие монополизма в Республике Беларусь………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список источников…………………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
По дисциплине: Макроэкономика
на тему: Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
2 Специфика регулирование
ценообразования на монопольном рынке…………….…………………………………………………
2.3 Эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь…………………………………………………………
3 Экономические последствия монопольной власти…………………………….21
4 Развитие монополизма
в Республике Беларусь………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Несовершенная конкуренция может существовать в виде монополии, олигополии, дуополии и монополистической конкуренции. Также к несовершенной конкуренции можно отнести понятие монопсонии – рынка, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса.
Обратим наше внимание на такой вид несовершенной конкуренции как монополия.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Предметом выбранной мной работы является монопольная власть, ее источники и показатели, последствия, а также государственное регулирование деятельности монополий.
Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. В этой работе я рассмотрю факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.
Власть монополий - это форма рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
Тема данной работы является актуальной, так как Республика Беларусь имеет переходную экономику. Государство, сталкиваясь с проблемой монополии, должно решить, как будет регулировать монополии. У страны есть выбор: либо сохранить существующие монополии, либо провести приватизацию этих предприятий.
1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].
В экономической теории есть два толкования термина монополия – широкое и узкое.
Широкое толкование звучит так: монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.
В узком смысле, монополия это фирма – единственный производитель уникального продукта. (рисунок1)
Рисунок 1 - Определение монополии
Примечание - Источник: [2, с.88].
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степень монопольной власти относительна, если на рынке действует не один, а несколько производителей аналогичной продукции. [3, с 68-69].
Таким образом, монополист, как единственный производитель товара, находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
1.2 Виды монополии
Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополии, но предлагает выделить открытую, закрытую, чистую, производственную, организационную, естественную и искусственную монополии.
Рассмотрим их более подробно:
Открытая монополия представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Открытыми монополиями называют хозяйствующие субъекты, источники монопольной власти которых не могут обеспечить им долгосрочного лидирующего положения (например, инновации, нечестная конкуренция или неинформированность покупателей, как правило, дают временные монопольные преимущества) [2, с.90-91].
Закрытыми монополиями являются такие, которые меньше опасаются потенциальной конкуренции, опираются на более устойчивые барьеры (например, собственность на уникальный участок земли), имеют более долговременный характер [2, с.91]. Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельности) лимитируется условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельности.
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке составляет, как правило, 100 %. Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.
Характерные черты чистой монополии:
Производственная (технологическая) монополия - предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.
Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.
Естественная монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Естественными монополиями называют отрасли, в которых одна крупная фирма, производящая продукцию с наименьшими долгосрочными издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос. В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. Например, такие монополии как: Открытое акционерное общество «Белтрансгаз», Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком», Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта», Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт «Минск», Государственное объединение «Белорусская железнодорожная дорога».
Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- ограничивают аутсайдерам (предприятиям,
которые не вошли в
- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
- применяют более крупный
-"забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии
Картель - союз нескольких предприятий
одной отрасли промышленности, в
котором его участники
Синдикат - объединение ряда предприятий,
изготавливающих однородную
Трест - монополия, в которой создается
совместная собственность
Концерн - союз формально независимых
предприятий (обычно из разных
отраслей промышленности, торговли,
транспорта и банков), в рамках
которого головная фирма
Консорциум - временное соглашение
между несколькими банками или
предприятиями для совместного
проведения финансовых или
Функции монополии
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия