Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа
Несовершенная конкуренция может существовать в виде монополии, олигополии, дуополии и монополистической конкуренции. Также к несовершенной конкуренции можно отнести понятие монопсонии – рынка, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса.
Обратим наше внимание на такой вид несовершенной конкуренции как монополия.
Введение……………………………………………………………………………...4
Монопольная власть: виды, источники и показатели.………………....……....5
Сущность монополиии …………………………….....…………………............5
Виды монополии…………………………………………………………….…..6
Источники монопольной власти……………………………………….…….....9
Показатели монопольной власти……………………………………………...11
2 Специфика регулирование ценообразования на монопольном рынке…………….………………………………………………………...………...16
Регулирование цен………………………………………..…………….……....16
Общественные издержки монопольной власти………………………….........17
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь………………………………………………………………………..........19
3 Экономические последствия монопольной власти…………………………….21
4 Развитие монополизма в Республике Беларусь………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список источников…………………………………………………………………26
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Тем самым, Беларусь располагает вполне совершенным антимонопольным законодательством.
3 Экономические последствия монопольной власти
Положительные стороны
Эффективность производства. Монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.
Влияние на конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Из этого вытекает следствие - монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
Существует такое понятие как X-неэффективность (данное понятие ввел в научный оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следующем: достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность в снижении издержек, сокращается основа для экономии ресурсов.
Снижение цен. Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Отрицательные факторы монополизации экономики:
Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует конкуренция, а стало быть, и рыночная среда.
Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.
Монопольная цена – монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.
Завышение цены. Монопольная цена превышает уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек, в долгосрочном – уровень средних издержек. Завышение цены означает, что монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены.
Занижение объема выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, когда производство каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара. Монополисту не удается достичь такого уровня выпуска, так как предельный доход падает быстрее цены. Поскольку предельная полезность товара оказывается выше предельных издержек, монопольный выпуск нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов, необоснованно высвобождаемое из данной отрасли, могло бы найти в ней свое применение.
Таким образом, монопольная власть имеет двоякое влияние на экономику страны: с одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободному ценообразованию, с другой – отрасли в области государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полное дерегулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
4 Развитие монополизма в Республике Беларусь
В Республике Беларусь в настоящее время доминирует монополия государственной собственности
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, в РБ являются: предприятия оборонной промышленности; предприятия ликёро-водочной отрасли; предприятия табачной отрасли; предприятие фармацевтической промышленности; объекты хранения государственных ресурсов; предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; объекты гражданской обороны; предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.
Всего по состоянию на начало нынешнего года в Госреестр субъектов естественных монополий входило 194 хозяйствующих субъекта, из которых 27 работали на республиканском уровне, а 167 – на местном.
В промышленности республики функционирует очень много единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы), Минский «Атлант" (холодильники и морозильники), ОАО «Нафтан» (бензины, масла, плёнка), ОАО «Гродно-Азот» (азотные удобрения) и другие. [14]
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они практически не конкурируют друг с другом, из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям
Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется посредством ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ.
Причинами отсутствия
конкуренции в РБ являются: медленное
реформирование экономики, господство
нерыночной по содержанию чистой монополии
и олигополии: отсутствие радикальных
изменений в организационных формах, структуре
функционирования промышленных предприятий,
механизме управления ими: наличие существенных
барьеров для конкуренции (экономических,
административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических
факторов, тормозящих становление рыночных
конкурентных отношений в экономике переходного
периода, следует отнести налоговую, кредитную,
инвестиционную и ценовую политику государства,
сроки окупаемости капитальных вложений,
неплатежи и т.д.
Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д.
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
В Республики Беларусь государственным регулированием в области соблюдения антимонопольного законодательства занимается Департаментом ценовой политики Министерства экономики. За 9 месяцев 2013 года Департаментом ценовой политики Министерства экономики и управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Мингорисполкома проведено 469 проверок субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 221 внеплановая проверка (47,1 %), из них 174 проверок (37,1 %) осуществлено в соответствии с Указом от 27 февраля 2012 г. № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля». Нарушения законодательства установлены у 344 из проверенных субъектов (73,3 %). По проверкам, осуществленным в соответствии с Указом № 114, нарушения установлены у 147 субъектов (84,5 %). [16]
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотелось бы отметить особо важные выводы, полученные в ходе исследования данной проблемы:
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г. – 95 с.
2 А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н.Сухарева. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск : БГЭУ, 2007. -415 с.
3 А. Пигу. "Экономическая теория благосостояния". том 2., Москва: Прогресс, 1985 – 250 с.
4 Трачук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях, подвергшихся реформированию // Экономические науки. - 2010. - № 1. - С. 183..
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия