Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа
Становление и развитие российского муниципального права в его современной интерпретации неразрывно связано с местным самоуправлением. Именно возрождение в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого столетия различных форм и институтов самоуправления потребовало соответствующего изменения законодательства о местных органах власти, а затем обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления. Фактически с этого времени и начался отсчет формирования российского муниципального права как самостоятельного правового феномена.
Для этого существует ряд предпосылок:
1. В обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Отношения подобного рода как раз и образуют предмет новой отрасли в системе российского права - муниципального права.
2. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, - второй фактор становления отрасли муниципального права.
3. Возникновение проблемы муниципального права в известной мере диктуется развитием права, законодательства и, конечно, юридической науки, активно реагирующих на общественные изменения. Если раньше сама постановка вопроса об отпочковании какого-либо комплекса норм, институтов оформлении их в самостоятельную правовую отрасль вызывала длительные по времени и острые по характеру дискуссии, (например, о хозяйственном праве), то сегодня идет динамичный процесс деления профилирующих отраслей права на новые самостоятельные части.
Разработка проблем муниципального права ведется в двух направлениях: Первое связано с попытками теоретического обоснования новой отрасли, определения ее предмета, метода, источников и т. д. В рамках второго направления предпринимаются усилия организационного и методического характера.
Вследствие этого самой распространенной характеристикой муниципального права является его идентификация с местным самоуправлением, выступающим в качестве предмета муниципально-правового регулирования
Введение……………………………………………………………………….…...3
1. Понятие и предмет муниципального права………………………………….6
2. Система отрасли муниципального права…………………………………...11
3. Источники отрасли муниципального права………………………………...12
4. Место муниципального права в правовой системе РФ..............................20
Заключение……………………………………………………………………..…23
Список использованной литературы……………………………………….…..25
Приложения……………………………………………………………………....26
Приложение А…………………………………………………………………....27
Приложение Б…………………………………………………………………….28
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Понятие и предмет муниципального права………………………………….6
2. Система отрасли муниципального права…………………………………...11
3. Источники отрасли муниципального права………………………………...12
4. Место муниципального
права в правовой системе РФ............................
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….…..
Приложения……………………………………………………
Приложение А…………………………………………………………………....
Приложение Б…………………………………………………………………….28
Введение
Становление и развитие российского муниципального
права в его современной интерпретации
неразрывно связано с местным самоуправлением.
Именно возрождение в нашей стране в начале
90-х гг. прошлого столетия различных форм
и институтов самоуправления потребовало
соответствующего изменения законодательства
о местных органах власти, а затем обусловило
необходимость принятия специальных законов
об основах местного самоуправления. Фактически
с этого времени и начался отсчет формирования
российского муниципального права как
самостоятельного правового феномена.
Для этого существует ряд предпосылок:
1. В обществе
сложилась устойчивая и многослойная
группа отношений, связанных с осуществлением
местного самоуправления. Отношения подобного
рода как раз и образуют предмет новой
отрасли в системе российского права -
муниципального права.
2. Количественное
и качественное наращивание системы правовых
норм, регламентирующих местное самоуправление
в нашей стране, - второй фактор становления
отрасли муниципального права.
3. Возникновение
проблемы муниципального права в известной
мере диктуется развитием права, законодательства
и, конечно, юридической науки, активно
реагирующих на общественные изменения.
Если раньше сама постановка вопроса об
отпочковании какого-либо комплекса норм,
институтов оформлении их в самостоятельную
правовую отрасль вызывала длительные
по времени и острые по характеру дискуссии,
(например, о хозяйственном праве), то сегодня
идет динамичный процесс деления профилирующих
отраслей права на новые самостоятельные
части.
Разработка проблем муниципального права
ведется в двух направлениях: Первое связано
с попытками теоретического обоснования
новой отрасли, определения ее предмета,
метода, источников и т. д. В рамках второго
направления предпринимаются усилия организационного
и методического характера.
Вследствие этого самой распространенной
характеристикой муниципального права
является его идентификация с местным
самоуправлением, выступающим в качестве
предмета муниципально-правового регулирования.
Нередко по этой причине муниципальное
право отождествляется с правом местного
самоуправления, а иногда в дополнение
к этому воспринимается также как алгоритм
муниципальной самоорганизации (местных
сообществ) в ее юридическом значении.
И такой подход не вызывает принципиальных
возражений, поскольку за рамками местного
самоуправления муниципальное право объективно существовать
не может.
Однако
при всей значимости местного самоуправления
для уяснения сущности муниципального
права нельзя не отметить, что только констатация
неразрывной связи этих двух взаимообусловленных
явлений не позволяет увидеть содержательное
отличие муниципального права от иных
отраслей российского права. Представляется,
что для этого важно определить конституционную
природу местного самоуправления как
предмета муниципального права, а также
уяснить специфику складывающихся в сфере
муниципальной самоорганизации населения
отношений, объективно предполагающих
необходимость отраслевой автономизации
юридических норм, призванных урегулировать
весь комплекс вопросов, связанных с организацией
и осуществлением местного самоуправления.
Объектом исследования является муниципальное
право как отрасль российского права.
Предмет исследования – место муниципального
права в правовой системе Российской Федерации.
Целью данной
работы является характеристика понятия,
предмета и норм муниципального права
как отрасли права, взаимодействующей
с другими отраслями права Российской
Федерации.
Для
достижения поставленной цели необходимо
было решить следующие задачи:
1 Понятие и предмет муниципального права.
Муниципальное право - относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права датируется началом 90-х г. XX века. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права.
В теории права под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Муниципальное право направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования местного самоуправления.
Изначально муниципальное право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые ученые и в настоящее время не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего Конституция Российской Федерации содержит отдельную главу, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли, как известно, является наличие в ее составе общего института, закрепленного, как правило, в особой главе кодифицированного нормативного акта. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция Российской Федерации. Однако Конституция Российской Федерации является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Поэтому, придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести административное, гражданское, трудовое право и иные отрасли.
Правовое регулирование местного самоуправления отнюдь не исчерпывается конституционными нормами. А.Н. Костюков совершенно верно указывает, что общественные отношения, регулируемые конституционным и муниципальным правом, различаются. Конституционное право регулирует отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. Муниципальным правом регулируются отношения, возникающие при реализации права населения на местное самоуправление. Муниципальное право конкретизирует положения конституционного права в области местного самоуправления.
В юридической науке также высказывается точка зрения о том, что муниципальное право является подотраслью административного права. Например, Ю.Н. Старилов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к Особенной части административного права. В.С. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически говорит о муниципальном праве как подотрасли административного права.
Безусловно, муниципальное право имеет очень много точек пересечения с административным. Во-первых, само муниципальное управление достаточно схоже с государственным, так как осуществляется преимущественно с использованием метода власти-подчинения. Во-вторых, муниципальная служба принципиально не отличается от государственной гражданской службы. В-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В-четвертых, в круг вопросов местного значения включается правоохранительная деятельность, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции.
Тем не менее, все это еще не позволяет включать муниципальное право в административное в качестве подотрасли. Значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права. В пользу его отраслевого характера говорит и тот факт, что муниципальное право обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства. А.Н. Костюков полагает, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений.
Само слово «муниципальный» происходит от латинского «municipium», обозначающего буквально «самоуправляющаяся община». О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев уточняют, что «munus» по латыни значит «тяжесть», «тягота», «бремя», а «capio» - «беру», «принимаю». Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами.
В процессе становления отрасли российского права, регулирующей организацию и функционирование местного самоуправления, за ней утвердилось наименование «муниципальное право», несмотря на наличие в русском языке близкого в данном случае по значению термина «местное право». Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В различных нормативных актах, затрагивающих данную сферу, чаще используется термин «местный». Так, Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты упоминают о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве предусматривается существование муниципальной собственности, муниципальных образований. Поэтому наименование отрасли права, направленной на регулирование местного самоуправления, в качестве «муниципального права» представляется вполне допустимым.
Термин «муниципальное право» понимается не только как отрасль права, но и еще в двух значениях: как научная дисциплина и как учебная дисциплина. Все эти понятия взаимосвязаны, так как имеют один источник - сферу общественных отношений, возникающих при организации и деятельности местного самоуправления. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание.
Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.
При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.
Таким образом, предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.
Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами.
Таким образом, муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.
При определении предмета и метода муниципального права необходимо также учитывать, что муниципальное право России - это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.
В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп: