Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:33, контрольная работа
Тема об органах местного самоуправление на сегодняшний день раскрыта широко в учебной литературе. Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления. На основе действующего законодательства учебная литература помогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местного самоуправления. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.
Введение
1. Понятие органов местного самоуправления………………………………………………..4
2. Состав, структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления…………………………………………………..10
3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарат….…………16
4. Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)………………………………………………………………………………………..20
5. Опыт и проблемы городского округа г.Арзамас Нижегородской области по реализации Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»……………………………………….23
Заключение
Роль исполнительных органов местного самоуправления исключительно велика, так как эти органы осуществляют организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных актов и собственной компетенции. Кроме того, исполнение каких-либо функций является приоритетным для населения. Население муниципального образования заинтересованно в исполнении и решении вопросов местного значения. Зачастую от эффективности деятельности органов местной администрации зависит доверие ко всей системе органов местного самоуправления в муниципальном образовании. Таким образом, если глава муниципального образования это больше«представитель муниципального образования»,то местная администрация«хозяйственник»,
4. Иные органы муниципального управления(контрольный орган, избирательная комиссия)
Закон (ст. 38) предусматривает возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа. Наименование контрольного органа определяется на местном уровне. Это может быть контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п. Данный орган призван контролировать следующие функции:
1)исполнение местного бюджета;
выполнение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;
выполнение установленного порядка отчета об исполнении местного бюджета;
соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Некоторые законы субъектов Российской Федерации не предусматривают наличия в системе органов местного самоуправления контрольного органа муниципального образования. Согласно закону2003 г. контрольный орган не является обязательным, вместе с тем целесообразность его создания, особенно в крупном муниципальном образовании, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время контрольные органы во многих муниципальных образованиях уже созданы.
Например, в соответствии с Уставом г.Саратова городской думой создается контрольно-счетная палата. Она действует на основании Положения о контрольно-счетной палате, согласно которому осуществляет следующие функции:
контролирует эффективность и целесообразность расходов муниципальных денежных средств, использования иных видов муниципальной собственности;
определяет эффективность и целесообразность расходования муниципальных финансовых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления;
контролирует законность и своевременность движения городских бюджетных средств;
организует и осуществляет контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности;
организует и проводит контроль (проверки) производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из городского бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, предоставленными органами городского самоуправления.
Контрольно-счетная палата формируется представительным органом и состоит из пяти депутатов, включаемых в состав контрольно-счетной палаты решением думы, и работников аппарата, обеспечивающих исполнение полномочий контрольно-счетной палаты.
Кандидатов в члены контрольно-счетной палаты имеют право предлагать:
глава города;
депутаты городской думы;
глава администрации города.
Из числа депутатов, включенных в состав контрольно-счетной палаты решением городской думы, избираются председатель контрольно-счетной палаты и заместитель председателя контрольно-счетной палаты.
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольно-счетную палату по ее требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Результаты проверок, осуществляемых контрольно-счетной палатой, подлежат официальному опубликованию.
Согласно закону (ст. 38) уставом муниципального образования может быть предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципального образования:
1) на муниципальных выборах, т. е.населением непосредственно;
2) представительным органом муниципального образования.
Вполне очевидно, что формированием контрольного органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именно за ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии с законом (ст.38) результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию. Таким образом, установлены гарантии гласности в деятельности контрольного органа муниципального образования. Порядок и сроки опубликования(обнародования)
Закон (ст. 38) закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Закон (ст. 39) также предоставляет возможность создания в муниципальном образовании избирательной комиссии в целях организации подготовки и проведения:
муниципальных выборов;
местного референдума;
голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
5. Опыт и проблемы городского округа г.Арзамас Нижегородской области по реализации Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Городской округ г.Арзамас Нижегородской области является одним из пилотных муниципальных образований, участвующих с декабря 2004г. в реализации финансируемого Европейским Союзом Проекта «Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации», бенефициаром которого выступает Государственно-правовое управление Президента РФ.
В процессе данной работы велась подготовка округа к вступлению в силу Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оказывалась консультационная, аналитическая и практическая помощь в решении проблем, возникающих в процессе проводимой реформы местного самоуправления. Ведь не секрет, что иногда для решения того или иного вопроса местного самоуправления необходима помощь не только субъекта РФ, но и внесение изменений в федеральное законодательство.
Большая работа была проведена, начиная с 2005г., по формированию реестра расходных обязательств, что необходимо не только для подготовки проекта бюджета муниципального образования на соответствующий год. Значение этой большой аналитической работы, в которую включено каждое структурное подразделение администрации города, муниципальные предприятия и муниципальные учреждения, более объёмное и важное, поскольку позволяет проанализировать всю деятельность органов местного самоуправления и, в конечном итоге, повысить эффективность управления.
В частности, проведён анализ деятельности органов местного самоуправления с точки зрения:
- соответствия функций каждого подразделения вопросам местного значения, установленным законом;- соответствия расходов компетенции местного самоуправления;- наличия правовых оснований осуществления расходов местного бюджета;- соответствия структуры органов местного самоуправления изменившимся вопросам местного значения городского округа и полномочиям по их решению.
Существует мнение, что подготовкой реестра расходных обязательств должны заниматься исключительно работники финансовых органов, понимая значение реестра расходных обязательств только как работу по формированию расходной части бюджета муниципального образования. Однако это не так. Распоряжением мэра города определено, что в этой работе должны участвовать:
а) отраслевые департаменты, которые должны определить свои функции в соответствии с Федеральным законом от06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и потребности на соответствующий год;
б) департамент административно-правовой работы, который должен установить соответствие функций вопросам местного значения городского округа, то есть установить правовое обоснование выполнения каждой функции, поскольку
в соответствии с пунктом 2 статьи 87 Бюджетного кодекса РФ под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов, договоров и соглашений, которые определяют затраты местного бюджета.
в) департамент финансов, проверяющий вид расходного обязательства по экономической и функциональной классификации и вопросы финансового обеспечения и расходования средств.
В результате этой работы каждый руководитель:
- проанализировал функции своего подразделения с точки зрения соответствия их вопросам местного значения, определяя, что появляется нового, что будет компетенцией других органов власти и выполняться не может, иначе это будет нецелевое и незаконное расходование средств местного бюджета со всеми вытекающими последствиями, то есть соответствие расходов компетенции местного самоуправления;- выяснил, есть ли правовые основания осуществления расходов местного бюджета (т.е. муниципальные правовые акты);- определил, соответствует ли структура органов местного самоуправления изменившимся вопросам местного значения городского округа и полномочиям по их решению, а также какие изменения в связи с этим предполагается внести в структуру соответствующего подразделения;
- есть ли нормативы расходования бюджетных средств.
Таким образом, в конечном итоге каждый руководитель проанализировал всю деятельность структурного подразделения и смог её представить в комплексе, продумать меры по повышению эффективности управления, проанализировать количественный состав того или иного подразделения с учётом изменившихся функций, исключить те функции, которые переданы на уровень субъекта Российской Федерации.
Появляется также возможность устранить выявленное нами в процессе формирования реестра расходных обязательств, в некоторых случаях, дублирование деятельности структурных подразделений.
Выявлены слабые стороны, над которыми ведется работа. Отсутствуют в некоторых случаях нормативы для последующего расчёта объёма финансирования по тем или иным мероприятиям по реализации вопросов местного значения.
Говоря о проблемах реализации Федерального закона от06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», необходимо отметить отсутствие системы или концепции чёткого разграничения в законе вопросов местного значения и полномочий по их решению. Вопросы выделены и по предметному (отраслевому) и по функциональному критериям, между тем функциональным продолжением вопросов местного значения в законе должны быть прописаны полномочия.
Работа по определению и уточнению полномочий органов местного самоуправления в связи с изменившимися вопросами местного значения в городском округе г.Арзамас проводилась в течение всего прошлого года. Она продолжается и, учитывая, что изменения в базовый Федеральный закон №131-Ф3 с 2004г., в том числе и касающиеся изменения вопросов местного значения и полномочий, вносились уже много раз, будет продолжаться:
- был принят в новой редакции Устав города Арзамаса. Впервые проект Устава города обсуждался на публичных слушаниях в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Положением о публичных слушаниях от 16.12.2005г. №36, принятым решением Арзамасской городской Думы;
- утверждено решением Арзамасской городской Думы от 28.12.2005г. № 46 Положение об администрации города Арзамаса и её структуре;
- приняты многие другие муниципальные правовые акты.
Конечно, нельзя сказать, что сделано всё. Работа по приведению действующих муниципальных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством - процесс постоянный.
Нужно ещё учесть сложившуюся не первый год практику принятия Федеральных законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в последние дни уходящего года, как это было и в 2004, и в 2005гг. Изменения, безусловно, необходимы, так как учитывают практику и решают проблемы, возникающие в муниципальных образованиях.
Но то, что Федеральный закон, вносящий существенные изменения в вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, подписан 31.12.2005г., а действует уже с 01.01.2006г. - создаёт проблемы. Эти изменения должны быть прописаны опять же и в Уставе муниципального образования, а необходимые расходы на их выполнение должны быть учтены в принятом уже бюджете на 2006г. А некоторые из этих изменений повлекут также изменения структуры администрации города.