Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:20, реферат
Описание работы
Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей. Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.
Содержание работы
Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель Экономические взгляды Средневековья на примере идей Фомы Аквинского Меркантилизм Физиократизм Классическая школа Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия Маржинализм Список используемой литературы
Файлы: 1 файл
План:
Мыслители Древней Греции: Платон,
Аристотель
Экономические взгляды Средневековья
на примере идей Фомы Аквинского
Меркантилизм
Физиократизм
Классическая школа
Пролетарская марксистско-ленинская
политическая экономия
Маржинализм
Список используемой
литературы
Экономические взгляды
философов Древней Греции: Платон, Аристотель.
Условия формирования экономических
взглядов древнегреческих мыслителей.
Значительного развития экономическая
мысль получила в античной Греции.
Наиболее крупными представителями
в этой области являлись известные
древнегреческие мыслители
Платон и Аристотель. Проследим, как экономические
и
политические условия в Древней
Греции повлияли на развитие взглядов
этих
мыслителей.
Природные условия в Древней
Греции отличаются от природных условий
древневосточных стран тем,
что здесь для нормального занятия земледелием
нет
необходимости строить сложные
гидротехнические сооружения, как на древнем
Востоке. Тем самым создавались
благоприятные условия для развития частной
собственности на землю, на
земельный участок, а основой производственной
ячейкой стали не громоздкие
царские хозяйства или общинное производство,
предполагавшие огромный управленческий
аппарат, а небольшое частное
хозяйство, построенное
на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации
рабского труда и относительно высокой доходностью.
Социальная структура полисов
предполагала существование трех основных
классов: класса рабовладельцев,
свободных мелких производителей и рабов
самых
разных категорий.
Владение земельным участком
рассматривалось как полноценная гарантия
выполнения гражданином своих
обязанностей перед полисом, перед всем
гражданским коллективом.
В Греции середины V в. до н.э.
сформировалось экономическая система,
которая без
особых изменений просуществовало
до конца IV в. до н.э. и которую можно
определить как классическую рабовладельческую
экономику.
Такая экономическая система,
сложившаяся в торгово-ремесленных полисах
и в
Греции V - IV вв. до н.э. в целом,
не могла существовать без привлечения
к
труду большой массы рабов,
абсолютное количество и удельный вес
которых в
греческом обществе V - IV вв.
до н.э. непрерывно возрастал, что обостряло
борьбу между рабами и рабовладельцами.
Экономические взгляды Платона
и Аристотеля формировались в условиях
кризиса
рабовладельческого полиса,
обострения борьбы между аристократией,
между
богатыми и бедными, между рабами
и рабовладельцами, что, несомненно,
сильно
отражалось в их трудах.
Для того, чтобы лучше понять
идеи Платона и Аристотеля, надо рассмотреть
их
краткие биографии, где отражены
основные моменты их жизни.
Жизнь Платона и его взгляды
на некоторые экономические проблемы
"... Платон - один из
учителей человечества. Не будь
его книг, мы не только
хуже понимали бы, кем были древние
греки, что они дали миру, - мы хуже
понимали бы самих себя, хуже
понимали бы, что такое философия, наука,
искусство, поэзия, вдохновение,
что такое человек, в чем трудности
его
исканий и свершений"
В.Ф. Асмус.
В 428 г. до н.э., в самый разгар
междоусобной Пелопонической войны, в
Афинах
в семье Аристона и Периктионы
родился сын Аристокл, впоследствии
Платон.
Платон рос в знатной, старинной,
царского происхождения семье с прочными
аристократическими традициями,
сознающей историю Афин как историю своего
рода.
Большую роль в дальнейшей жизни
Платона сыграла его встреча с Сократом
в 408
г. до н.э. За восемь лет дружбы
Сократ дал Платону то, чего ему не хватало
в
жизни: твердую веру в существование
истины и высших ценностей
жизни,
которые познаются
через приобщение к благу и красоте
трудным путем
внутреннего самосовершенствования.
К этому времени Платон уже стал
признанным философом.
В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело
перенесший смерть Сократа, покидает
Афины. По некоторым сведениям,
он посещает Вавилон, Ассирию и Египет.
В 387
г. до н.э. Платон едет в Сицилию,
где знакомится с тираном Дионисием
Старшим. По приказу Дионисия
Платона, не пожелавшего льстить тирану,
продают
в рабство. Анникерид, житель
Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике
известного философа, купил
его и немедленно дал ему свободу.
Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины,
Платон купил в живописном уголке на
северо-западной окраине города,
называемой Академией, сад с домом,
где
основал свою знаменитую философскую
школу. Академия просуществовала до самого
конца античности, до 529 года,
когда византийский император Юстиниан
закрыл
ее.
В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды
посещает Сицилию, находящуюся во власти
"просвещенного" тирана
Дионисия Младшего.
В 347 г. до н.э., по преданию, в
день своего рождения Платон умирает.
Несмотря на отдалённость от
нас того времени, в которое жил и творил
Платон,
интерес к его творчеству не
ослабевает, быть может, даже усиливается
в
наше время. Вообще, мнение даже
самого обыкновенного человека, жившего
две
с половиной тысячи лет назад,
интересно само по себе. Конечно, интерес
многократно усиливается, если
этот человек - Платон.
Его перу принадлежит множество
трактатов на самые различные темы.
Весьма интересен его взгляд
на деньги. По его мнению, государство
может
существовать длительное время
лишь в том случае, если оно основано на
натуральном хозяйстве и если
деньги имеют ограниченное хождение. Платон
уделял особое внимание деньгам,
но, мне кажется, так и не понял их сущности.
Он отрицательно относился
к функции денег, когда они выступают в
качестве
сокровища. Деньги, по Платону,
имеют только две функции: меры стоимости
и
средства обращения. Они должны
служить только для обмена. Платон требовал
запретить куплю-продажу в кредит,
т.е. выступал против использования денег
как средства платежа.
Платон считал, что горожан
надо наделять земельными наделами, но
их имущество
не должно быть чрезмерным.
Если стоимость имущества превысит стоимость
надела
в 4 раза, то излишек подлежит
передаче государству. Запрещаются также
ссуды
под проценты и покупка товаров
в кредит. Закон должен устанавливать
пределы
колебания цен. Именно в таком
государстве, где выполняются эти правила,
не
будет ни богатых, ни бедных,
а значит, не будет и социальной напряжённости.
Огромное место в трактатах
Платона занимают его мысли об идеальном
государстве. Нас интересует,
как он представлял организацию экономической
жизни в таком государстве.
Модель такого исправленного и улучшенного
человеческого общества он
строит в своем трактате «Государство».
В нём 10
частей, или книг, множество
действующих лиц. Главное лицо сочинения
– Сократ.
Рядом с ним родные братья Платона
– Адимант и Главкон, к которым постоянно
обращается Сократ и которые
создают видимость беседы. Диалог между
ними
превращается в размышление
Сократа об идеальном государстве.
Идеальное государство – то,
которое удовлетворяет требованию справедливости.
Справедливость в данном случае
состоит в том, что в обществе созданы
условия,
которые гарантируют процветание
всего государства и учитывают естественное
неравенство людей в их природных
задатках.
Есть люди, которые от природы
наделены разумом, высокой нравственностью,
благоразумием, чувством справедливости.
Это философы, которые
должны
управлять государством, создавать
законы, править на основе данного им
глубокого понимания действительности.
Другим свойственны храбрость,
стремление к военной славе, доблесть,
бесстрашие.
Это воины, призвание
которых состоит в защите государства
от внешних и
внутренних врагов, поддержании
порядка и спокойствия.
Третьи лишены всех этих качеств
– они должны заниматься ремеслом, пахать
землю. Внутри этого низшего
класса также существует четкое разделение
труда:
кузнец не может заняться торговлей,
а торговец по собственной прихоти не
может стать земледельцем.
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что главный принцип устройства
идеального государства – разделение
труда, т.е. каждый должен
заниматься своим делом. Торговля необходима
только потому, что она
обслуживает разделение
труда внутри города и между городами.
Философы
и воины не имеют никакой
частной собственности и беспощадно
караются за хранение золота
и серебра. Собственность –
привилегия крестьян
и мастеровых, так как она сама по себе не
мешает работать, но губительна
для тех, кто предан высоким
размышлениям.
Далее Платон рисует другие
стороны жизни идеального государства,
которые в
данный момент интересуют нас
очень мало. Отмечу только, что ряд идей
из
рассматриваемого нами трактата
был впоследствии взят социалистами-утопистами.
Другой трактат на ту же тему,
называющийся «Законы» – произведение
престарелого Платона, умудренного
и разочарованного жизнью. Перед нами
неторопливая беседа трех старцев,
текущая медленно, с повторами, углублением
и оттачиванием мысли, строящей
законодательство того общества, которое
теоретически обосновано Платоном
в «Государстве».
Проект наилучшего государства
в «Законах» более реалистичен. В нем Платон
выступает от лица аристократических
кругов античных рабовладельцев. В своем
сочинении Платон сформулировал
принципы организации новых городов. По
его
мнению, город должен отстоять
от морского побережья на 80 стадий (16 км)
и
лучше, чтобы он располагался
на гористой местности подальше
от соблазнов
торговли. Стоимость одного надела является
пределом бедности и не может
быть уменьшена. Наделы нельзя
продавать, их можно только передавать
по
наследству, причем только одному
сыну. В центре всего государства должен
стоять город, а вся территория
разбивается на 12 равноценных по своей
экономической значимости частей.
«Надо следит за тем, чтобы наше государство
было не слишком малым и не мнимо
большим – оно должно быть достаточным
и
единым», - писал Платон.
Если в «Государстве» почти
не упоминались рабы, а земледельцы, ремесленники
экономически были свободны,
то в «Законах» рабство пронизывает все.
Несмотря
на то, что Платон уговаривает
господ и рабов жить согласно между собой,
не
нарушая общих моральных устоев,
сам факт рабства признается открыто.
Без
жесточайшего рабства Платон
не мыслит своего идеального государства.
Несмотря на то, что Платон,
как уже было сказано, не любил торговли
и считал её
неполезной, он всё же допускал
существование мелкой торговли,
но
свободнорожденные землевладельцы
заниматься ей не должны. Крупная торговля
с
целью наживы им осуждалась.
Запрещался ввоз товаров, в которых нет
необходимости, а также вывоз
тех, которые нужны государству. Все заказы
должны
выполняться в срок и добротно,
изделия реализованы по действительной
стоимости,
которая исключает наживу для
производителя товара. Таким образом,
из сказанного
видно, что Платон
недооценивал значение торговли.
Аристотель.
Взгляды Аристотеля
на некоторые экономические проблемы.
В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение
противоречий рабовладельческого
строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного
влияния
рабовладельческих
отношений на развитие производительных
сил. Как считал
Аристотель, жизнь
не может проходить без рабов. Поэтому
рабство
существует в силу экономической необходимости.
Рабы способны
воспринимать указания господина,
но не способны руководить хозяйственной
жизнью. Но если человек свободен,
он не должен заниматься физическим трудом,
т.к. иначе он становится рабом,
будучи даже юридически свободным. Свободные
потому и признаются свободными,
потому что они не знают физического труда.
Поэтому у Аристотеля разделение
на рабов и свободных объявляется вполне
естественным.
Именно эти положения Аристотеля
отразили экономическую закономерность
в
развитии общества на той стадии,
когда рабство было основой производства.
Назначение гражданина состоит
в том, чтобы развивать свой интеллект,
быть
свободным от физического труда,
принимать активное участие в государственной
жизни. Вся же тяжелая физическая
работа должна выполняться рабами. Ни
производство, ни жизнь не могут
обойтись без них. Рабы как бы представляют
собой одушевленную и отдельную
часть тела господина, которая обслуживает
его.
Аристотель считает, что природа
сама распорядилась так, чтобы даже внешне
свободные люди отличались
от рабов. «У последних тело мощное, пригодное
для
выполнения необходимых физических
трудов; свободные же люди держатся прямо
и
не способны к выполнению подобного
рода работ, зато они пригодны для
политической жизни».
Таким образом, основу
богатства и главный источник его увеличения
составляли
рабы. Аристотель назвал рабов «первым
предметом владения»,
поэтому надо заботиться о приобретении
хороших рабов, которые способны долго
и
Информация о работе Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель