Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:20, реферат

Описание работы

Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции.
Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные
древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и
политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих
мыслителей.

Содержание работы

Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель
Экономические взгляды Средневековья на примере идей Фомы Аквинского
Меркантилизм
Физиократизм
Классическая школа
Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия
Маржинализм


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

срс эк теория 1.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

усердно трудиться.

Деньги и торговля в понимании Аристотеля.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать

экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах

занимает объяснение понятий  денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал

исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в

крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию

государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в

одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного

разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными

причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними в

большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения

бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в

другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование

обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы

менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является

предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все

они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что

постепенно обмен привёл к  появлению таких предметов, которые сами по себе

представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу

необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги». Аристотель не

сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной

стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они

имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений

возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена.

Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который

преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его

«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для

жизни.

     Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение

, он характеризовал как  противоестественную, назвав её «хрематистикой».

Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление

богатства. Аристотель говорит, что меновая торговля по своей природе не

принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется

лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому

первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её

расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля

неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в

хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение,

Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги

– это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и

хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог

установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и

деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но

необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой

необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может

быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными

для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости

и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы

она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму

богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в

житейском обиходе.

Таким образом,  Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные

экономические проблемы.  Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную

характеристику денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические взгляды Фомы Аквинского.

 

Когда рассматривают историю экономических учений, то обычно сразу после

упоминания о мыслях философов древнего мира переходят к меркантилизму, т.е. к

XVI-XVII векам. При этом забывают  о том, что экономическая мысль  развивалась

и в Средневековье. Интереснейшие идеи выдвигал Фома Аквинский, итальянский

епископ. В своих трудах он прежде всего опирался на идеи Аристотеля.

В то время шли споры о том, какая цена может считаться справедливой. Фома

Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такая цена,

которая отвечает 2-м требованиям:

1)      обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам

труда и расходам ( т.е. издержкам);

2)      обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их

социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень

благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу.

Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку

товара, а также страховку на случай возможных утрат товара.

Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждал ростовщичество:

взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе.

Однако денежные займы на содержание наёмной армии и другие государственные

нужды допустимы. В этом случае взимание процента рассматривается как

компенсация за риск потери денежной суммы.

Может возникнуть закономерный вопрос: почему Фома Аквинский, как, впрочем, и

многие другие философы Средневековья осуждал взимание процента? Дело в том,

что в то время денежные или материальные ссуды брались от безысходности:

горожанин должен был брать в долг, чтобы не умереть с голоду, рыцарь- чтобы

отправиться в крестовый поход, община- на явно богоугодное деяние: чтобы

построить храм. И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на

бедствии или благочестии других.

Со временем (к XVI веку) отношение к проценту постепенно изменилось: он

признавался в силу двух причин:

·        возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений;

·        возмещение ущерба, возникающего вследствие невозможности

распоряжения отданными взаймы деньгами. Но этот ущерб ещё надо  было

доказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Меркантилизм.

 

Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период

становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного

разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли,

интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная

школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant –

денежный).

Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения

богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения,

отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение

многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных

металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной

    с притоком  в страну денег, поддерживали  идею активного торгового баланса.   

Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за

того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия,

отождествляли свои интересы с интересами государства.

В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний

меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна

обогащалась благородными металлами.

Представители раннего меркантилизма делают ставку на

административные методы по удержанию благородных металлов в стране.

Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить

из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров

предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало

развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике

позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране

золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е.

всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е.

превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в

виде драгоценных металлов останется внутри страны.

Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма

, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних

меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли,

когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого

он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые

помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна,

табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных

товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не

следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы

препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем

самым препятствуя продаже.

Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист, ввел в

научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по

политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого

«политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится

как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением

роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с

разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.),  впоследствии ставший генеральным

контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции».

Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал, что

увеличение количества денег в стране способствует стимулированию

предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения

в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание

необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась

неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные

состояния и экономику страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Физиократизм.

 

Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.), личный врач Людовика

XV, – глава школы физиократов (термин произошел от греческих  слов: phisis –

природа, kratos – власть. Такое название эта школа получила позднее. Сами

себя они называли «экономистами.). Он разработал экономическую и политическую

программу физиократов. Физиократизм был ответом на меркантилистскую политику

Ж.Б. Кольбера времён Людовика XIV, когда всячески поощрялось развитие

мануфактур при полном пренебрежении сельским хозяйством.

     Сельское хозяйство было объявлено единственной отраслью, создающей

богатство страны. Именно оно, а точнее,  продукты, в нём производимые, служат

основой для других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий,

способствуют благосостоянию населения и служат основой для промышленности

             , а, в конечном итоге, поддерживают  процветание нации.            

Кенэ критиковал идеи меркантилистов. Он опроверг их тезис о том, что богатство

порождается обменом: «. покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие

сводится к обмену ценности на равную ценность и обмен в действительности

ничего не производит».

Более того, Кенэ трактовал деньги как бесполезное богатство, объявляя их

только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий термин

меркантилистов. Богатство, по словам Кенэ, создаётся только в

сельском хозяйстве.

Физиократы разработали учение о чистом продукте, под которым понимали

избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства.

Промышленность считалась «бесплодной отраслью», в которой лишь

преобразовывалась форма продукта, данного природой, но ничего не производилось.

Анн Робер Жак Тюрго – французский экономист, финансист, представитель

школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность «закон убывающего плодородия»,

который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающей

производительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к

земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее

производительной.

Информация о работе Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель