Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 117.63 Кб (Скачать файл)

Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах.

Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то в случае господства в нем частной собственности планирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е. участники рынка могут действовать обособленно, государство вынуждено выносить хозяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям экономики. В результате этого товарное производство из формального превращается в реальное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.

Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку.

Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.

Формирование смешанной экономики и ее движение к рынку требуют учета и использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В РБ сочетаются директивное и индикативное планирование, при этом, в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования.

Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов.

В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития.

В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспективных планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развития фирм, корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства.

По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.

Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах.

К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести прежде всего принцип зтапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов.

Важными методологическими принципами прогнозирования являются

- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия  государства на экономику— не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.

-     принцип социальной направленности и приоритетов общественных потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека.

-     принцип повышения эффективности общественного производства или принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов.

-     принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.

-     принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион.

-     принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.

-     принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.

-     принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических, организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развития системы.

- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны  отражать объективное состояние  экономики, применяемые модели прогнозирования  должны соответствовать процессам  и тенденциям развития реальной  экономики.

К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного прогнозирования характерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.

Основные направления социально-экономического развития РБ до 2010 г. утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

В ближайшем пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью является создание условий для устойчивого социально-экономического роста на основе повышения эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной среды обитания.

Исходя из преемственности направлений развития и с учетом изменения воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

-          наращивание экспорта товаров и услуг;

-     развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;

-     активизация инвестиционной и инновационной деятельности;

-      развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;

-      дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

-     формирование эффективной системы здравоохранения.

Главными средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по реализации установленных приоритетов являются:

-          финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;

-     осуществление структурной перестройки экономики на основе специализации,

кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;

-          целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сферы, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;

-     повышение эффективности развития агропромышленного комплекса;

-      разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования экономики, включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;

-      формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;

-      развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;

-      совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;

-      ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного кредитования;

-      расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития