Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1 Цели национальной экономики
1.2 Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 117.63 Кб (Скачать файл)

Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню 2000 г. в 1,3 раза.

Основными целями развития агропромышленного комплекса являются преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень самообеспечения продуктами питания, увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственную безопасность страны.

Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001-2005 гг.), требующими первоочередной реализации, являются:

-          переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду;

-      последовательное обновление активной части основных производственных фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникой и современным оборудованием;

-      совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевой специализации и структуры производства;

-      существенное повышение материальной заинтересованности товаропроизводителей в результатах своего труда;

-      обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических;

-     реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси» (подпрограмма «Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы»), «Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и морепродуктами на 1998-2005 годы», «Республиканская программа освоения мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5-10 тыс. голов откорма в год на 1999-2001 годы», «Республиканская комплексная программа по племенному делу в животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская программа развития птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская комплексная программа «Лен» на 1998-2003 годы».

В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироваться на реализации «Программы повышения эффективности АПК».

Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующего наращивания мощностей строительного комплекса. В 2001-2005 гг. в строительном комплексе должны быть решены задачи создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий и материалов, новых архитектурно-конструктивно-планировочных систем объектов строительства, обеспечивающих снижение в 1,5-2,0 раза массы зданий и сооружений и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современной строительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе - комплексных облегченных конструкций.

В строительном производстве получат развитие современные технологии с высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизить материалоемкость строительства в 2001-2005 гг. не менее чем на 15-20%.

Товарная продукция промышленности строительных материалов и конструкций (ПСМК) в 2005 г. возрастет на 30-40% I уровню 2000 г., в том числе выпуск цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволит не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции (стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент).

Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненных потребностей человека. Национальная жилищная программа страны предусматривает реализацию конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений.

Особое внимание при решении проблем жилищного строительства будет уделяться вопросам привлечения внебюджетных источников его финансирования, стимулированию долгосрочных накоплений средств граждан в системе «стройсбережений» и обеспечению их сохранности; развитию системы облигационных жилищных займов; совершенствованию систем субсидирования и кредитования, в том числе ипотечного.

Предусматривается расширение строительства жилья на селе, что обусловлено стратегическими целями развития агропромышленного комплекса и сложившейея неблагоприятной социально-демографической ситуацией в сельской местности. В малых и средних городах будет увеличена доля индивидуального жилищного строительства.

Главными целями развития транспорта являются формирование эффективной, надежно функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынках транспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населения в перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по экспорту транспортных услуг, а также развитие транспортных и коммуникационных услуг.

Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличить с 99,5 млрд. ткм в 2000 г. до 112-117 в 2005 г., пассажирооборот транспорта общего пользования - с 25 до 26-27

Главными задачами развития отрасли торговли и общественного питания, платных услуг в прогнозируемом периоде являются: стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения предприятий торговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком ассортименте. Решение этих задач предусматривается осуществлять за счет поиска новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленных групп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи организаций торговли с колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населению на взаимовыгодных условиях.

В общественном питании предполагается восстановить и расширить сеть предприятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях, промышленных предприятиях.

В соответствии с прогнозными расчетами объем платных услуг за 2001-2005 гг. возрастет в 1,4-1,5. Наиболее быстрыми темпами будут развиваться производственные услуги, связанные с обслуживанием отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи, предприятий по товаропродвижению).Предусматривается значительное увеличение услуг населению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга, развитием здравоохранения и образования.

Главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу является осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры к увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.

При формировании государственной политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.

Основной задачей в сфере внешнеэкономической деятельности на период до 2005 г. является закрепление белорусских предприятий-экспортеров на имеющихся сегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также их дальнейшее расширение.

Взаимоотношения со странами СНГ, прежде всего с РФ, останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности.

Со странами Таможенного союза первоочередными мерами будут: переход на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования, проведение единой акцизной политики.

Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей со странами дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями.

Реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности будет способствовать система мер разработанной Национальной программы развития экспорта на 2000-2005 гг.

Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.

Региональная экономическая политика, являющаяся составной частью государственной макроэкономической политики, в прогнозируемый период будет направлена на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, наиболее полно отвечающих местным условиям и потребностям проживающего здесь населения и интересам страны в целом.

Важнейшими направлениями реализации этой цели в 2001-2005 гг. должны стать: поддержка структурных преобразований в сфере производства, обеспечивающих укрепление ресурсно-финансового потенциала территорий, снижение их зависимости от поставок внешних ресурсов; эффективное использование внутренних возможностей регионов, стимулирование создания новых рабочих мест в регионах, имеющих более высокий уровень безработицы; содействие развитию территорий, находящихся в более сложных социально-экономических и экологических условиях; формирование СЭЗ как региональных центров внедрения достижений мировой и отечественной науки, развития региональных систем инфраструктуры.

Решение социальных проблем в регионах в значительной степени связано с преодолением последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основная задача реабилитационной политики в 2001-2005 гг. - снижение дозовых нагрузок на население и доведение их в расчете на душу постепенно до уровня 1 мЗв/год и ниже.

Направления совершенствования системы управления народным хозяйством будут формироваться исходя из требований утвержденной Указом Президента РБ № 18 от 14 января 2000 г. «Директивы о стиле и методах работы Совета Министров РБ по решению вопросов социально-экономического развития страны», а также положений, которые были заложены в Концепции Генеральной схемы управления народным хозяйством РБ до 2000 г. Вместе с тем предполагается разработка новой Генеральной схемы управления народным хозяйством с учетом внутренних факторов социально-экономического развития страны, интеграционных процессов и общемировых тенденций экономического развития.

Для повышения эффективности государственного и хозяйственного управления, своевременного решения важнейших народнохозяйственных задач в этот период, в частности, предусматривается:

-          разработать эффективную и быстро адаптирующуюся модель управления экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях;

-      создать систему координации деятельности органов отраслевого и территориального управления, обеспечивающую сбалансированное развитие отраслей и регионов;

-      поднять на качественно новый уровень роль отраслевого и территориального управления, планирования и прогнозирования, более гибко подходить к проблеме разграничения функций и полномочий между центром и регионами, органами отраслевого и территориального управления, сократить количество ненужных организационных структур;

-      более полно учитывать мнение органов местного управления и самоуправления по вопросам развития регионов, а также при принятии решений, затрагивающих полномочия и функции местных органов власти.

В целях снижения антропогенной нагрузки до минимального уровня в прогнозируемом периоде предусматривается ужесточение нормативов удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду из расчета: на 1% прироста ВВП(или произведенной продукции) 0,2% прироста выбросов. Это позволит сохранить качество окружающей среды на достаточно благоприятном уровне.

Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленности может составить 31,6% в 2005 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - 8,8 % против 9,6%. Удельный вес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2005 г.

Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001-2005 гг. 6,3-6,4%. Снизить материалоемкость предполагается на 4,6%. Энергоемкость ВВП за период 2001-2010 гг. уменьшится на 25-32%.

4. Методы регулирования экономики.

Существует несколько методов регулирования экономики. Среди них государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития