Национальная экономика как народнохозяйственный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..4
1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной экономики как народнохозяйственного комплекса.
1.1 Основные результаты и их измерение, структурная перестройка национальной экономики: причины, особенности, направления и формы и методы государственного регулирования национальной экономики как инструмент снижения инфляции в национальной экономике……………………………………………
1.2 Сравнительная характеристика особенностей функционирования национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса в зарубежных странах.
1.3 Национальная экономика, как народнохозяйственный комплекс в масштабах Республики Беларусь.
2. Анализ народнохозяйственного кругооборота и счетоводства.
3. Пути совершенствования развития национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………..4

    1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной экономики как народнохозяйственного комплекса.
    1. Основные результаты и их измерение, структурная перестройка национальной экономики: причины, особенности, направления и формы и методы государственного регулирования национальной экономики как инструмент снижения инфляции в национальной экономике……………………………………………
    1. Сравнительная характеристика особенностей функционирования национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса в зарубежных странах.
    2. Национальная экономика, как народнохозяйственный комплекс в масштабах Республики Беларусь.
    1. Анализ народнохозяйственного кругооборота и счетоводства.
    2. Пути совершенствования развития национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других вывших республик экономику с многоотраслевой структурой, преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и  нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленности животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных потребностей.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса.

    Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее  функционирование рыночной экономики  неразрывно связаны с качественными  изменениями ее структуры, с осуществлением  эффективной структурной политики  государства.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена  тем, что структуре национальной  экономики в настоящее время  уделяется огромное внимание. Это  связано с тем, что экономика  Республики Беларусь является  переходной и необходимо изменение  структуры экономики с точки  зрения следующих основных макроэкономических  пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

   Целью курсовой работы является изучение национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

     Рассмотреть особенности и изучить пути совершенствования национальной экономики, как народнохозяйственного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретико-методологические  аспекты исследования национальной  экономики как народнохозяйственного  комплекса.

1.1 Основные результаты и их измерение, структурная перестройка национальной экономики: причины, особенности, направления и формы и методы государственного регулирования национальной экономики как инструмент снижения инфляции в национальной экономике.

 

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

Существуют два вида структуры национальной экономики: 
1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики; 
2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики  неразрывно связаны с качественными  изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

    Под  структурной политикой понимается  деятельность государства и его  подразделений (ветвей власти, властных  органов), связанная с формированием  и поддержанием наиболее эффективных  пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными  сторонами общественного производства  объективны, они предопределяются  уровнем развития производительных  сил и производственных отношений, степенью включения национального  хозяйства в международное разделение  труда, закономерностями научно-технического  и социального процесса, характером  циклов и кризисов.

    Цель  государственной структурной политики  – обеспечить повышение эффективности  общественного производства через  целенаправленное изменение его  структуры, технического уровня  и номенклатуры продукции, стабилизацию  и последующий рост на этой  основе жизнеобеспечивающих объемов  производства путем реализации  системы государственных решений  и создания финансово-экономической  заинтересованности предприятий  и предпринимателей.

    Структуре  национальной экономики в настоящее  время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика  Республики Беларусь является  переходной и необходимо изменение  структуры экономики с точки  зрения следующих основных макроэкономических  пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

    Необходимость  структурной перестройки в Республики  Беларусь обусловлена следующими  факторами: [6, c.25]

    •несоответствие  структуры производства внутреннему  и внешнему спросу, выражающееся  в неполном использовании созданных  ранее для удовлетворения общесоюзных  потребностей производственных  мощностей, значительных объемах  нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской  задолженностей;

    •высокие  энерго- и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

    •высокий  уровень физического и морального  износа активной части основных  фондов вследствие недостатка  инвестиционных средств не только  для расширенного, но и простого  их воспроизводства;

    •недостаточный  уровень развития наукоемких  экспортных производств, имеющих  высокую долю добавленной стоимости.

    Переход  от планового хозяйства к рыночному  неизбежно ведет к существенному  изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов  управления экономикой неразрывно  связаны с тяжелыми кризисными  явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную  на прошлых опытах структурную  политику.

    Роль  государства в переходный период  должна быть активной, так как  если процесс перехода пустить  своим ходом, то в результате  перестройки можно получить экономику  с серьезными и тяжелыми структурными  деформациями.

    Несмотря  на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика  Республики Беларусь характеризуется  доминирующей ролью государственного  сектора, слабым развитием малого  бизнеса, неразвитостью рыночных  институтов и инфраструктуры. В  связи с этим в 2003 г. была разработана  совместно с министерствами, Национальной  академией наук Беларуси и  облисполкомами программа структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности  экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках.

    Рассматривая  общую тенденцию структурных  сдвигов в Республике Беларусь, можно  отметить, что она направлена  на формирование такой структуры, которая соответствовала бы требованиям  современной рыночной экономики. В подтверждение этого сравним  динамику структурных сдвигов  в США и Беларуси (приложение  А). [6, c.28]

    Таким  образом, в период с 1995 по 2007 гг. в  структуре экономики Беларуси  произошли следующие сдвиги:

    - доля  сельского хозяйства увеличилась  на 2,4% (В США сократилась на 1,2%);

    - доля  машиностроения увеличилась  на 0,4% (В США сократилась на 0,6%);

    - доля  обрабатывающей промышленности  сократилась на 6,3% (В США сократилась  на 1,5%);

 

 

    - доля  нефтехимической промышленности  сократилась на 1,0% (В США сократилась  на 0,2%);

    - доля  строительства сократилась  на 1,9% (В США увеличилась на 0,1%);

    - доля  транспорта сократилась  на 0,6% (В  США увеличилась на 0,2%);

    - доля  связи увеличилась на 0,6% (В США  увеличилась на 0,4%);

    - доля  торговли увеличилась на 5,8% (В  США увеличилась на 0,7%);

    - доля  финансов и страхования  увеличилась  на 1,0% (В США увеличилась  на 1,3%);

    - доля  услуг увеличилась на 3,7% (В США  увеличилась на 2,6%);

    - доля  прочих отраслей сократилась  на 3,5% (В США сократилась на 1,8%).

    Сравнивая  структурные сдвиги Республики  Беларусь и США необходимо  отметить некоторые  особенности. В Республике Беларусь в отличие  от США низко развита  такая  отрасль экономики, как финансы  и страхование, которая имеет  одно из приоритетных направлений  в высокоразвитых странах. Следует  отметить в РБ высокий удельный  вес таких отраслей, как сельское  хозяйство, машиностроение, обрабатывающая  и нефтехимическая промышленность, строительство, торговля и сфера  услуг. Причем наибольшие структурные  изменения произошли в таких  отраслях, как обрабатывающая промышленность (существенно снизилась), торговля  и услуги (значительный рост), сельское  хозяйство (увеличение).

    Рассмотрим  эффективность проведения структурной  политики за 2000-2007 гг. За период 2000-2007 гг. наметились позитивные тенденции  в развитии ряда отраслей отечественной  промышленности. Сокращена задолженность  бюджета перед бюджетополучателями, обеспечен прирост денежной массы, объем кредитов, предоставленных  предприятиям, что способствовало  ослаблению “денежного голода”, приросту оборотных активов предприятий, улучшению их финансово-экономического  положения. Начался процесс технологического  обновления производства. Все это  в конечном итоге проявилось  в приросте промышленного производства  за исследуемый период на 50,3%.

    Несмотря  на достигнутый рост в целом  и  в отдельных отраслях, в развитии  промышленности следует отметить  ряд  негативных моментов.

    Во-первых, сохранилась тенденция к снижению  доли высокотехнологичной и наукоемкой  продукции в перерабатывающих  отраслях.

    Во-вторых, медленно идут процессы снижения  затрат всех видов ресурсов, уровни  ресурсоемкости в промышленности  по основным видам  ресурсов  превышают соответствующие показатели  развитых стран.

    В-третьих, сохраняется низкая инновационная  активность в промышленности, что  на фоне состояния производственного  аппарата, который в большей части  морально устарел, физически изношен  и достиг критического возраста, препятствует модернизации и  повышению эффективности отраслей.

    В-четвертых, недостаточно внимания уделяется  проблемам  охраны окружающей  среды, низка доля затрат на  очистные мероприятия в  общем  объеме инвестиций.

    В-пятых, ухудшается квалификационный уровень  основных категорий занятых в  промышленности работников.

    В-шестых, усугубляется процесс старения  основных фондов производственной  инфраструктуры, особенно их активной  части. [7, c.199]

    Решение  указанных проблем требует принятия  государством мер по активизации  инвестиционной и инновационной  деятельности в рамках структурной  политики с целью модернизации  и реконструкции производства, повышения  его эффективности и обеспечения  конкурентоспособности отечественной  продукции.

    При  определении направлений структурных  преобразований необходимо исходить  из принципов:

    •многоукладность  экономики, обеспечения равных условий  хозяйствования всем юридическим  и физическим лицам;

    •концентрации  ресурсов на эффективном использовании 

конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

    •постепенной  трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации  всех видов экономической деятельности;

    •перехода  на инновационный путь развития;

    •социальной  ориентации перспективной структуры  экономики, ускоренной динамики  сферы услуг;

    •приоритетности  развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

    •учета  факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде  всего с Россией и другими  странами СНГ;

Информация о работе Национальная экономика как народнохозяйственный комплекс