Национальная экономика как среда функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность, цели, основные показатели, структуру национальной экономики Республики Беларусь и пути ее совершенствования, а так же влияние состояния национальной экономики РБ на деятельность предприятия.
Задачи данной работы:
Дать определение национальной экономики РБ, выявить ее цели;
Охарактеризовать основные показатели национальной экономики РБ;
Описать отраслевую структуру национальной экономики РБ, проанализировать ее развитие;
Определить пути совершенствования национальной экономики РБ.
Предмет данной работы: экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития национальной экономики РБ как сферы функционирования предприятия, ее структурно-функциональных элементов.
Объект данной работы: основополагающая характеристика национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА 3
1.1 Предприятие как субъект хозяйствования 3
1.2 Влияние национальной экономики на деятельность предприятия 6
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1 Понятие, цели и основные показатели национальной экономики 7
2.1 Сферы и секторы национальной экономики 11
2.3 Отрасли национальной экономики 13
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
3.1 Цель и приоритеты социально-экономического развития 18
3.2. Развитие предпринимательства 20
3.3 Развитие инновационной и инвестиционной деятельности 21
3.4. Промышленное производство 23
3.5. Сфера услуг 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 115.44 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.2 ─ Отраслевая структура ВВП за 2009 г

Данная отрасль играет основополагающую роль в повышении  конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивает устойчивое функционирование других отраслей народнохозяйственного комплекса, а так же удовлетворение потребностей населения в товарах, формирует экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность и обороноспособность [8, с.25].

В промышленности Беларуси в 2009 году было занято 23,1% всех работающих, что на 0,9% меньше, чем в 2008 году; сосредоточено 35, 7 % основных фондов экономики страны, что на 4 % больше, чем в 2010 году (31,5%), и на 0,6 % − чем в 2005 году (35,1%). Инвестиции в основной капитал этой отрасли в 2009 году составили 26,8%. Это на 1,2 % меньше, чем в 2008 году 28,0 %), и на 2,1 % − чем в 2005 году (28,9%). Промышленность страны в 2009 году обеспечила 25,3 % ВВП, что на 2,7 % меньше, чем в 2008 году (28,0%) [18, c.341].

Наблюдается рост цен промышленной продукции. Ряд руководителей предприятий и государственных учреждений не имеют необходимого опыта и не в полной мере способны эффективно управлять производством в условиях формирования рыночных отношений. Пока еще в стране не созданы все условия для расширения отечественных и иностранных инвестиций в промышленности. Высокая налоговые нагрузка усложняет деятельность производителей продукции [8, с.26].

Углубление общественного  разделения труда, рост масштабов производства взаимозаменяемой продукции и усложнение хозяйственных связей обусловили формирование комплексов отраслей. Так,  в настоящее время выделяются топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный комплексы.

Образование комплексов отраслей создает предпосылке для усиления и обеспечения сбалансированности национальной экономики [10, с.35].

Комплексная отрасль ─  это ряд отраслей, объединенных общих  признаком, ─ экономическим назначением продукта. Например, легкая промышленность ─ это комплекс отраслей, включающих текстильную, кожевенно-обувную, швейную, трикотажную и др.

Экономическая эффективность  промышленности во многом определяется соответствием отраслевой структуры  промышленности потребностям общества в производимых этой отраслью товарах и услугах. Отраслевая структура промышленности – это состав отраслей, их количественные соотношения, основанные на взаимных производственных связях. Отраслевая структура промышленности характеризуется удельным весом отдельных отраслей и комплексом в их общем объеме промышленного производства (приложение Г). Из данного приложения видно, что в нашей стране преобладают отрасли обрабатывающей промышленности. В 2009 году их удельный вес в общем объеме промышленного производства составил 98,2 %. Из этого можно сделать вывод о том, что в нашей стране сложились положительные тенденции в развитии национальной экономики.

Рисунок  2.3 ─ Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства

Машиностроение и металлообработка является ведущим комплексом национальной экономики (как показано на рисунке 2.3) и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений в его составе 337 предприятий, организаций и производств. Удельный вес данной комплексной отрасли в общем объеме промышленного производства в 2009 году составил 21,5 %, что на 1,7 % меньше, чем в 2008 году (23,2%), и на 1 % больше, чем в 2000 году. Топливная отрасль так же имеет не малый удельный вес в промышленности, однако в 2009 г. по сравнению с 2008 г. он значительно снизился (на 1,9%). Наименьшим удельным весом обладает цветная металлургия – 0,3 % в 2009 году. Стоит отметить, что удельный вес данной отрасли относительно постоянен, поскольку данный показатель за анализируемый период увеличился лишь на 0,2 %. (Рис.4)

Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации  производства приводят к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов [8, с.27].

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 Цель  и приоритеты социально-экономического  развития

Республика Беларусь в  своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для  динамичного развития требуется  более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления  совершенствования предусматривают  формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 % в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего  использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы:

  • развитие человеческого потенциала. Инновационный путь развития национальной экономики базируется, прежде всего, на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве.
  • предпринимательство и инициатива. Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.
  • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии. Ключевая задача пятилетия — создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию. В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли. Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости национальной экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.
  • устойчивое развитие регионов. Целью регионального развития должны стать повышение эффективности и структурные преобразования экономики на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов. Условием динамичного роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Необходимо предоставить людям возможность получать достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.
  • эффективный агропромышленный комплекс. Основными направлениями повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий. Усилия в этой сфере будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам. Необходимо завершить модернизацию сельскохозяйственного производства и сделать его прибыльным. Следует расширить возможности для ведения бизнеса в агросекторе. Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу.

3.2. Развитие  предпринимательства

В своем развитии национальная экономика будет опираться на активность не только крупных государственных  предприятий, но и на деятельность средних и малых предпринимателей.

Основная задача в сфере  предпринимательства — создание условий для его динамичного  развития, а именно:

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов предпринимательства, устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;
  • упрощение бухгалтерского учета и налогового администрирования для субъектов предпринимательства, снижение налоговой нагрузки;
  • создание благоприятных условий для повышения доступности кредитно–финансовых, материально–технических, земельных ресурсов и недвижимости субъектам предпринимательства;
  • активизация производственной, инновационной и внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства посредством создания дополнительных стимулов для осуществления бизнеса в этих сферах;
  • организация взаимодействия малых и средних предприятий с крупными путем развития кооперационных связей, аутсорсинга и субконтрактации;
  • совершенствование контрольно–надзорной деятельности, разделение проверяемых субъектов хозяйствования на группы риска по экономическим критериям для формирования системы мониторинга;
  • проведение целенаправленной и широкомасштабной работы по формированию позитивного отношения общества к предпринимательству как неотъемлемому элементу современной рыночной системы, источнику роста общественного благосостояния, обеспечения занятости населения, социальной и политической стабильности.

Дальнейшее развитие получат  такие составляющие рыночной инфраструктуры, как страховые и лизинговые компании, венчурные фонды, товарно–сырьевые и фондовые биржи и другие.

3.3 Развитие  инновационной и инвестиционной  деятельности

Обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств.

Для решения поставленных задач необходимы:

  • формирование эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие материально–технической базы науки;
  • формирование рынка научно–технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры;
  • расширение международного научно–технического и инновационного сотрудничества;
  • создание действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • расширение подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечение специалистов из–за рубежа.

Особое внимание будет  уделено развитию инновационных  производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.

Планируется поднять Парк высоких технологий на качественно  новый уровень. Он должен стать центром создания и вовлечения передовых технологий во все сферы отечественной экономики, своего рода полигоном для отработки перспективных проектов.

Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет  нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основными задачами инвестиционной деятельности являются:

  • совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
  • повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
  • создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными направлениями  их реализации станут:

  • вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;
  • модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;
  • создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;
  • поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;
  • развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Информация о работе Национальная экономика как среда функционирования предприятия