Национальная экономика как среда функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить сущность, цели, основные показатели, структуру национальной экономики Республики Беларусь и пути ее совершенствования, а так же влияние состояния национальной экономики РБ на деятельность предприятия.
Задачи данной работы:
Дать определение национальной экономики РБ, выявить ее цели;
Охарактеризовать основные показатели национальной экономики РБ;
Описать отраслевую структуру национальной экономики РБ, проанализировать ее развитие;
Определить пути совершенствования национальной экономики РБ.
Предмет данной работы: экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития национальной экономики РБ как сферы функционирования предприятия, ее структурно-функциональных элементов.
Объект данной работы: основополагающая характеристика национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА 3
1.1 Предприятие как субъект хозяйствования 3
1.2 Влияние национальной экономики на деятельность предприятия 6
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1 Понятие, цели и основные показатели национальной экономики 7
2.1 Сферы и секторы национальной экономики 11
2.3 Отрасли национальной экономики 13
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
3.1 Цель и приоритеты социально-экономического развития 18
3.2. Развитие предпринимательства 20
3.3 Развитие инновационной и инвестиционной деятельности 21
3.4. Промышленное производство 23
3.5. Сфера услуг 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 115.44 Кб (Скачать файл)

Осуществление указанных  направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Доля инновационной продукции  в общем объеме отгруженной продукции  промышленности увеличится до 20 — 21 %.

Объем прямых иностранных  инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет  в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 % против 32 % в 2010 году.

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран  мира, наиболее привлекательных для  зарубежных инвестиций.

3.4. Промышленное  производство

Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров.

Основными направлениями  реализации указанных задач станут:

  • ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение действующих производств в целях углубления переработки используемого сырья;
  • организация новых специализированных производств, использующих современные технологии, передовые научные разработки, имеющих высокую долю добавленной стоимости в цене производимой продукции: строительство завода по производству листового проката; создание азотного комплекса в составе совмещенного производства аммиака и метанола; постановка на производство нового поколения автобусов большого и особо большого класса; создание производства по выпуску самоходного зерноуборочного комбайна пропускной способностью 16 кг/с и системы машин для картофелеводства; организация производства карьерных самосвалов грузоподъемностью до 500 тонн с применением электронных систем управления трансмиссией;
  • укрепление материально–технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов технологий и новых видов продукции. Это позволит создавать отечественные сельскохозяйственные машины и оборудование нового поколения для важнейших отраслей сельского хозяйства, оснащенные электромеханическими силовыми установками, современной бортовой электроникой, не уступающие по качеству, надежности и энергопотреблению лучшим зарубежным аналогам;
  • достижение высокого уровня качества выпускаемой техники, соответствующего действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза, которое будет осуществляться за счет создания современных производств, в частности производства автомобильных компонентов мирового уровня, электротрансмиссий, бортовой автоэлектроники и других элементов, соответствующих требованиям Евро–5, Евро–6;
  • выпуск новых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и диагностических средств, организация производства нового поколения противоопухолевых лекарственных средств, а также лекарственных средств для лечения сердечно–сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, антиинфекционных лекарственных средств, биопрепаратов из плазмы крови. Фармацевтические организации будут переходить на принципы международных требований Надлежащей производственной практики (GMP), что позволит обеспечить к концу пятилетия увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств на 45 % и диагностикумов на 20 — 25 %;
  • увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей сети, совершенствования гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • совершенствование организационных форм предприятий путем исключения из структуры промышленных организаций непрофильных активов, преобразования крупных объединений промышленных организаций в хозяйственные общества (холдинги, альянсы, совместные предприятия и другие производственные и научно–производственные объединения), использующие высокие технологии и ориентирующие свою продукцию на экспорт;
  • создание на базе национальных предприятий транснациональных компаний (далее — ТНК), сборочные и материалоемкие производства которых разместятся в странах — потребителях продукции, с сохранением в Беларуси производства новейших наиболее наукоемких образцов продукции, а также материнской компании, осуществляющей функции владения и распоряжения, научное, консалтинговое и маркетинговое обеспечение ТНК.

Особое внимание будет  уделено развитию топливно–энергетического комплекса, для чего предусматривается:

  • создание новых организационных основ для эффективного развития и функционирования энергетики в условиях рыночных отношений, в том числе проведение ценовой и налоговой политики, стимулирующей энергосбережение;
  • модернизация нефтеперерабатывающих заводов в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения глубины переработки нефти;
  • дальнейшее совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом, что позволит диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и существующий топливно-энергетический баланс в целях обеспечения энергетической безопасности государства, в том числе вовлечение в баланс каменного угля (строительство Зельвенской КЭС), местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;
  • строительство новых парогазовых блоков, модернизация энергетических источников, установка генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини–ТЭЦ;
  • строительство АЭС в целях обеспечения энергетической безопасности;
  • наращивание объемов хранения газа, нефти и продуктов ее переработки;
  • развитие сетевой энергетической инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей;
  • введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, унифицированных с международными, повышающих управляемость процессом развития энергетики и стимулирующих энергосбережение.

В числе государственных  приоритетов в топливно–энергетической  сфере — поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых  технологий.

Реализация данных направлений  позволит повысить энергоэффективность  экономики, снизить зависимость  от импортируемых энергоресурсов и  усилить энергетическую безопасность страны. В предстоящем пятилетии  энергоемкость ВВП снизится на 29 — 32 %, глубина переработки нефти  вырастет до 90 — 92 %, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно–печного топлива увеличится до 28 — 30 %.

Повышение технического и  технологического уровня промышленного  производства на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных производственных товаров позволит увеличить выпуск промышленной продукции в 1,54 — 1,6 раза, достичь уровня рентабельности продаж в промышленности не менее 14 — 15 %.

3.5. Сфера  услуг

Главной задачей развития сферы услуг является обеспечение  населения вне зависимости от места проживания высококачественными  услугами мирового уровня по доступным ценам.

Для этого предусматривается:

  • увеличение объема и ассортимента услуг за счет роста количества рабочих мест в этой сфере и повышения производительности одного рабочего места в 1,8 раза;
  • повышение вклада в развитие сферы услуг предпринимательства путем создания условий для его развития, в том числе за счет выделения участков земли и создания необходимой инфраструктуры;
  • развитие экспорта услуг;
  • формирование крупных конкурентоспособных организаций, интегрированных структур, в том числе сетей, кластеров; создание совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии, в том числе торгово–промышленных холдингов, распределительных центров;
  • дальнейшее развитие сферы услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях путем поддержки ее кредитными ресурсами, привлечения инвестиций в развитие транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры;
  • совершенствование каналов товародвижения путем развития электронной торговли (создание Центра электронной торговли, формирование электронного выставочного комплекса, электронной биржи и ярмарок);
  • формирование системы республиканских, региональных и зарубежных оптовых логистических центров;
  • расширение в сфере бытового обслуживания сети филиалов и мини-отделений, в том числе создание в организациях торговли и службы быта сети удаленных пунктов по оказанию бытовых услуг, предоставление бытовых услуг через организации связи;
  • ускоренное развитие приоритетных отраслей сферы услуг — информационных, телекоммуникационных, финансовых, логистических, услуг рыночной инфраструктуры, а также социальных услуг, повышающих качество жизни населения;
  • создание условий для перемещения капитала и трудовых ресурсов в сферу услуг из других секторов национальной экономики.

Важными секторами сферы  услуг выступают транспорт и  связь.

Высокоразвитая современная  сеть пассажирских и грузовых перевозок  для жителей всех населенных пунктов  республики, повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг на мировом рынке, расширение перечня, рост экспорта транспортных услуг и эффективное использование международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси, — основные задачи развития транспорта.

Для их выполнения намечается:

  • создание современных логистических центров и систем, обслуживающих внутренний и внешний рынки, развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории республики;
  • концентрация грузов на эффективных транспортных потоках;
  • повышение технического уровня республиканских автомобильных дорог, реконструкция по параметрам I категории участков дорог в направлении от г. Минска к областным центрам;
  • пополнение и обновление парков подвижного состава транспортных организаций на основе экономичных и экологичных транспортных средств;
  • дальнейшая электрификация Белорусской железной дороги;
  • развитие скоростных перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
  • повышение качества предоставления услуг на пассажирском транспорте;
  • повышение рейтинга Республики Беларусь по «индексу логистики» и «торговле через границу» и вхождение ее в число пятидесяти ведущих стран мира по этим показателям.

В результате транспортная система Республики Беларусь будет  соответствовать международным требованиям по безопасности и экологичности, станет более экономичной, комфортабельной и доступной. Протяженность участков республиканских автомобильных дорог I категории увеличится на 314 километров и к 2015 году составит 1,4 тыс. километров. Повышение скоростей доставки грузов и сокращение перечня дорог, на которые вводятся сезонные ограничения, будет способствовать увеличению в 2015 году доходов от транзита до 2,4 млрд. долларов США, или в 1,6 раза к уровню 2010 года.

В сфере услуг связи  к концу 2015 года до 99,8 % увеличится охват  населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи. До 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет.

Благодаря созданию и обеспечению  функционирования государственной  системы предоставления информационных услуг на 50 % сократится время оказания услуги.

Будет обеспечено внедрение  передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном и финансовом секторах экономики, других сферах жизни, что позволит значительно повысить производительность труда и качество жизни населения республики.

Для этого предусматривается:

  • формирование современной информационно–коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно–программной платформы (IMS–платформы) на опорной сети национального оператора;
  • развитие цифрового теле- и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;
  • расширение использования и доступности информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);
  • создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно–коммуникационных технологий.

Реализация мер по ускоренному  развитию сферы услуг позволит повысить производительность общественного труда и комфортность жизни людей, решить проблему занятости, расширить перспективные для страны внешние рынки услуг и увеличить объемы их экспорта.

Удельный вес сферы  услуг в ВВП достигнет 47 %, а  доля работающих в данной сфере в  общем объеме занятых в экономике  — 58 %.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятие как субъект  хозяйствования создается с целью  выпуска продукции или оказания услуг. Его деятельность в Республике Беларусь регламентируется рядом правовых актов, основными из которых являются Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь», Гражданский кодекс, Декреты Президента Республики Беларусь.

Эффективность функционирования предприятия, достижение им поставленных целей определяется не только внутренней организацией: уровнем техники и технологии, квалификацией персонала и т.п., но и внешней средой, в которой предприятие функционирует. Одним из элементов внешней среды предприятия является состояние национальной экономики. К факторам, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, относятся темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, колебание валютного курса и т.д.

Национальная экономика  Республики Беларусь, отражая социально  ориентированную рыночную экономику, имеет конечной целью удовлетворение постоянно растущих потребностей населения, и эту цель она обеспечивает на основе повышения эффективности общественного производства.

Основной показатель национальной экономики является ВВП. В нашей  стране наблюдается постоянный рост данного показателя. Численность  населения Беларуси постоянно снижается, однако количество занятого в экономике населения наоборот увеличивается. Так же положительную динамику имеет размер реальной начисленной среднемесячной заработной платы. Так же стоит отметить, что большая часть ВВП используется на производство товаров. Ведущей отраслью национальной экономики является промышленность. В 2009 г. в этой отрасли  было занято 23,1% всех работающих, сосредоточено 35, 7 % основных фондов экономики страны. Инвестиции в основной капитал этой отрасли в 2009 году составили 26,8%. Промышленность страны в 2009 году обеспечила 25,3 % ВВП.

Информация о работе Национальная экономика как среда функционирования предприятия