Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики, а также критериев оценки социально-экономического развития.
При описании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Детальное рассмотрение понятия «национальная экономика».
2. Исследовать цели функционирования национальной экономики.
3. Выявить задачи функционирования национальной экономики.
4. Раскрыть содержание структуры национальной экономики.
5. Изучить разновидности структуры национальной экономики.
6. Провести структурный анализ национальной экономики.
7. Сформировать представление о прогнозировании национальной экономики.
8. Исследовать систему макроэкономических пропорций.
Введение
1. Содержание национальной экономики
2. Структура национальной экономики
3. цели и критерии оценки социально-экономического развития
Заключение
Список литературы
В силу различных обстоятельств регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики — отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [4, c. 49]
С макроэкономических позиций исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для получения образования, культурного роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской деятельности. [14, с. 25]
Институциональная структура предстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования, о том, что такой опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.
Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства.
Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру.
Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике.
Открытая экономика в большей степени зависит от внешней среды, но тем не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы.
В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.
При оценке степени открытости национальной экономики следует иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав — 40-45%). Поэтому есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.
Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию ее «уязвимости» от состояния международной конъюнктуры. Структуру отношений с внешним миром всегда удачно выражает развернутая структура торгового баланса страны.
Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.
С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».
В переходный период, когда процесс деэтатизации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства.
Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51]
Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.
При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52]
Таким образом, структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.
3. Цели и критерии оценки социально-экономического развития
В качестве целей социально-экономического развития регионов используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей развития страны выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения.
Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня страны. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития страны. Положительная динамика экономического развития страны возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения. Социально-экономическое развитие страны лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.
В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.
Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. Долгосрочное процветание страны и отдельного региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.
На стадии индустриального развития в регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития региона и страны в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.
На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустриального развития.
Существенная черта национальной экономики — сложившиеся макроэкономические пропорции.
Важная задача экономической
теории и практики национального
хозяйствования — определение и
регулирование важнейших
1) реально оценивать
возможности национальной