Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа
Первоначально экономическая теория развивалась исключительно как наука о богатстве страны, его источниках и правилах распределения.
Уже древние мыслители принялись различать богатство вещественное и общественное, богатство реальное и мнимое (например, деньги и т.п.). Но источниками богатства признавались в первую очередь труд и матушка-природа.
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО.
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.
1.1. Национальное богатство страны: структура и способ его измерения.
Богатство: поток и запас. Первоначально экономическая теория развивалась исключительно как наука о богатстве страны, его источниках и правилах распределения.
Уже древние мыслители принялись различать богатство вещественное и общественное, богатство реальное и мнимое (например, деньги и т.п.). Но источниками богатства признавались в первую очередь труд и матушка-природа.
Богатство - это все то, чем мы располагает к собственному удовольствию.
При анализе богатства страны используется метод выделения потока богатства и запаса богатства.
Сегодня никто не станет отрицать, что создание ВВП - это надежный способ увеличения богатства страны. Наращивание ВВП убедительно отражает усиление потока богатства.
Содержание национального богатства. Запас богатства страны на определенную дату отражается в виде национального богатства. Можно различать узкую и широкую трактовку национального богатства.
В узком смысле слова приведем следующее определение:
(1) национальное богатства есть все то, что создано трудом человека, сохранено им, в любой момент может быть воссоздано и использовано для обеспечения производства или жизни общества.
Здесь мы подчеркиваем, что единственным источником национального богатства выступает труд человека, т.е. его целесообразная деятельность. В любом случае природа, как прямой поставщик реального богатства страны, не рассматривается.
В широком смысле слова при определении национального богатства мы уже обращаем внимание не только на конечный результат использования труда и природы, но и на сами условия жизни человека:
(2) национальное богатство - все то, чем располагает страна на текущий момент, включая природные ресурсы, климат, здания и сооружения, произведения искусства.
При такой расширительной трактовке национального богатства к нему относят и вовлеченные в производство природные ресурсы. К богатству страны относятся благоприятные для жизни климатические условия, а также нематериальное имущество (патенты, торговые марки, объекты авторского права).
Формирование национального богатства связано с деятельностью человека. Вместе с тем процесс пополнения национального богатства непосредственно зависит от эффективности национального производства. Чем выше эффективность национальной экономики, тем больше возможностей для увеличения национального богатства.
Но есть и обратная связь: чем выше объем национального богатства, вовлеченного в производство экономических благ и человеческого капитала, тем выше темпы экономического развития страны, т.е. масштабы пополнения самого национального богатства.
Но произвести материальные блага - это одно дело. Другое дело - сохранить для будущих поколений. Процесс пополнения национального богатства зависит, например, от пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, а в рамках фонда потребления - на блага краткосрочного и долгосрочного использования.
(3) национальное богатство выступает как совокупность материальных и культурных благ, накопленных страной к данному моменту времени на протяжении всей ее истории, и что может рационально использоваться для социально-экономического развития страны.
Состав национального богатства. С учетом приведенных выше определений в структуре национального богатства можно выделить: а) воспроизводимое имущество; б) невоспроизводимое имущество; в) нематериальное имущество.
В целом к национальному богатству принято относить:
Национальное богатство - это запас материальных благ, духовных ценностей, интеллектуального потенциала, а также накоплений в национальной экономике, который сформирован на определенную дату за предшествующий период существования страны.
Определение величины национального богатства. Те методологические принципы, которые используются при определении состава национального богатства, непосредственно влияют и на его величину.
При определении величины национального богатства по конкретной статье используется следующий порядок:
а) в первую очередь учитывается воспроизводимое имущество (то что создается трудом). Во вторую - приводится стоимостная оценка основных видов невоспроизводимого имущества (земля);
б) достаточно редко производится стоимостная оценка полезных ископаемых и объектов истории;
в) учитывается, что национальное богатство страны - это не то, чем пользуется страна, а то, что находится в ее неограниченной собственности.
Чтобы рассчитать объем национального богатства мы должны выделять активы и пассивы, т.е. рассчитывать специальный баланс национального богатства.
Активы национального богатства страны – это денежный эквивален (стоимостная оценка) объектов, включенных в состав национального богатства.
При этом считается, что актив должен приносить определенный доход или пользу, т.е. быть работающим. Активы могут быть в собственности данной страны, но могут быть и позаимствованными у внешнего мира (лизинг, аренда, кредит).
Пассивы национального богатства – это задолженность данной страны по погашению внешнего долга или ее обязательства по возвращению имущества и других объектов, что обычно зафиксировано в той или иной юридической форме.
Теперь настало время сравнить активы и пассивы национального богатства страны. Активы за минусом пассивов есть чистые национальные активы. Именно чистые национальные активы, являющиеся собственностью страны, и образуют стоимость национального богатства.
По объему национальное богатство страны есть совокупные активы минус совокупные пассивы, т.е. национальное богатство равно чистым национальным активам.
1.2. Система национальных
счетов как инструмент
Национальное счетоводство. Для расчета того или иного экономического показателя всегда необходима соответствующая информационная база.
Поэтому возникает вполне справедливый вопрос: каковы источники такой информации, и каким требованиям должна соответствовать такая информационная база?
Известно, что на практике каждое предприятие ведет бухгалтерский учет, фиксирует результаты своей деятельности.
Нечто подобное имеет место и на уровне всей страны. Для того чтобы контролировать ситуацию в стране, органы государственного управления создают систему сбора информации, отражающей состояние дел в национальной экономике.
Получается, что государственная статистика (Национальный статистический комитет) и выступает в роли «главного бухгалтерии страны». Безусловно, перед такой «бухгалтерией», в отличие от бухгалтерии предприятия, стоят свои специфические задачи. Прежде всего, такой учет результатов хозяйствования ведется в масштабах всей страны, по строго определенной схеме и предстает в виде системы национальных счетов (СНС).
Система национальных счетов – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах, или система национального счетоводства.
Главная функция СНС – сбор, обработка и предоставление информации о состоянии основных сфер национальной экономики.
СНС выступает как экономическая модель национальной экономики. Сбор информации осуществляется по строго определенной схеме. Здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства, формирования и распределения пофакторных доходов. Макроэкономические показатели рассчитываются строго по единой методологии. Между такими показателями существует четкая взаимосвязь и выводимость.
Через показатели, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ВНД, ЧВП, ВД, НД, личные располагаемые доходы сектора домашних хозяйств и т.д.), также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса.
Принципы построения СНС. Национальная модель СНС выступает прежде всего как информационная база, используемая при расчете совокупности макроэкономических показателей.
В то же время СНС (при ее построении и обслуживании) предполагает строгое соблюдение ряда теоретических и методологических принципов. Надо признать, что такие методологические принципы построения системы «национального счетоводства» задаются теорией СНП и ВВП.
Современная теория национального счетоводства исходит из того, что ВВП, ЧВП и НД создаются при взаимодействии трех основных факторов производства – труда, капитала и земли. Все отрасли национальной экономики, где формируется ВВП, рассматриваются как равноправные. Это предопределяет порядок построения системы показателей, отражающих процессы национальной экономики.
СНС имеет ряд важных особенностей.
Так, бухгалтерский характер СНС проявляется в том, что результат хозяйствования (экономического цикла) обязательно отражается с помощью двойной записи (проводка операции), т.е. используются взаимосвязанные счета (принцип корреспонденции).
Счета СНС также имеют две стороны – ресурс (кредит) и использование (дебет), что позволяет отразить конечный результат хозяйственной деятельности. В итоге выводится баланс активов и пассивов СНС.
Но есть и позиции, которые отличаются СНС от обычного бухгалтерского учета предприятия. Так, система национального счетоводства выступает как система показателей, которые отражают не запасы активов (материальных и финансовых) на определенную дату, а их потоки, прежде всего доходов и расходов на уровне агрегированных субъектов национальной экономики.
При этом СНС отражает лишь те процессы, которые действительно имели место. Поэтому данная система как бы обращена во вчерашний день, что, между прочим, не мешает нам вместе с уверенностью заглянуть в будущее.
Современная СНС отражает все стадии национального воспроизводства, выступает как количественное отражение движения совокупного национального продукта, распределения ВВП, кругооборота национального дохода в пределах определенного периода времени.
1.3. Общая характеристика
основных показателей
Природные, или естественные, ресурсы - это компоненты природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.
Природные ресурсы служат естественной базой развития экономики страны, поэтому важным моментом является раскрытие сущности и экономическая оценка природно-ресурсного потенциала.
3емельные ресурсы представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Основные методические положения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения заключаются в следующем. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки. При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий определяются следующие показатели в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц); оценочные затраты; цена производства валовой продукции; расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Оценочные продуктивность и затраты служат базовыми нормативами для кадастровой оценки. Кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам (Ек = 0,03). Для получения стоимости оценки земель сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, необходимо дисконтировать полученную с него земельную ренту. Речь идет о методе расчета оценочных показателей, сущностью которого является суммирование рент, получаемых от использования земли как средства производства в течение определенного периода времени (в данном случае 33 года). Вторым слагаемым стоимости оценки земли являются затраты на ее освоение, обеспечивающие превращение земли в средство производства. Таким образом, показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, складывается из двух основных частей:
Информация о работе Национальное богатство Беларуси: структура и способы измерения