Национальное богатство Беларуси: структура и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Первоначально экономическая теория развивалась исключительно как наука о богатстве страны, его источниках и правилах распределения.
Уже древние мыслители принялись различать богатство вещественное и общественное, богатство реальное и мнимое (например, деньги и т.п.). Но источниками богатства признавались в первую очередь труд и матушка-природа.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

По имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49-53% зависят от образа жизни человека, на 18-22% - от наследственности и биологии, на 17-20% - от внешней среды и экологии, на 8-10% - от уровня развития здравоохранения. Поэтому разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни.

Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Украине, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины - от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, женщин - 60 лет; в Италии - соответственно 62 и 57; Кыргызстане - 63 и 58 лет; Португалии - 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии - 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Швеции, Канаде, США - 65 лет; Эстонии - 63 года; Латвии - 62 года; Китае и Франции - 60 лет.

Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Минску и стране в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс.чел. в 1990 г. до 4335 тыс.чел. в 2004 г., произошли существенные изменения в структуре занятости (приложение К).

Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.

За время развития РБ как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности. Удельный вес занятых в государственном секторе экономики сократился с 73,9% в 1990 г. до 52,1% в 2004 г., а в частном секторе увеличился с 26,1 до 46,8%. На территории Беларуси появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает.

Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования занятого в экономике населения, что является одним из ее конкурентных преимуществ. Для и использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию и совершенствовать структуру занятости населения.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных государств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации - возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 - со средним, уровнем; менее 0,500 - низким уровнем развития человеческого потенциала.

В 2003 г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,786) занимала 67-е место среди 177 стран и относилась к группе государств со средним уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме России (Российская Федерация занимала 62-е место, Украина - 78-е, Казахстан - 80-е, Армения - 83-е, а Таджикистан - только 122-е место).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

 

3.1. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы

В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления научно-технического и производственного потенциалов является особо актуальной.

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Научно-технический потенциал - это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии.

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла: зарождение идеи - фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки - опытный образец - промышленные испытания - освоение в производстве - серийный выпуск - коммерческая реализация - практическая эксплуатация продукции (машины, приборы, технологии).

Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводительная документация, программные средства, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.

Наряду с законодательной базой в стране была создана организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. Сфера ответственности НАН Беларуси включает: государственные программы фундаментальных исследований (ГПФИ), государственные программы ориентированных фундаментальных исследований (ГПОФИ), государственные программы прикладных исследований, проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ).

Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. ГКНТ курирует государственные научно-технические программы (ГНТП), региональные научно-технические программы (РНТП), отраслевые научно-технические программы (ОНТП), а также государственные программы развития приоритетных отраслей, программы освоения новшеств производства, инновационные проекты.

Ответственность за осуществление социально-экономических и государственных целевых программ возложена на Министерство экономики, отраслевые министерства и концерны. Кроме того, Министерство образования, государственные комитеты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической деятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров высшей квалификации, которую в стране курирует ВАК.

В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они вносят определенный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики Беларуси, расширения возможностей ее интеграции в мировую хозяйственную систему.

Ежегодно выполняются 30-35 государственных научно-технических программ (ГНТП). Результаты выполнения ГНТП последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, городского транспорта, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинской техники, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др.

В рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития, государственных научно-технических программ основными задачами являются:

  • создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
  • формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;
  • постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;
  • совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
  • поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;
  • расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны; развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

 

 

3.2. Информационно-технологический  потенциал

Общий мировой фон, на котором происходит научно-технологическое и инновационное развитие Беларуси, в последние годы определяется глобальными процессами информатизации, ускорения технологических сдвигов, усиления международной конкуренции в мировом информационном пространстве. Прорывы в цифровых, электронных, сетевых технологиях увеличивают производительность интеллектуального труда, радикально меняют его роль в прогрессе человечества. Характерной чертой постиндустриального общества является изменение его структуры в направлении снижения удельного веса отраслей материального производства и бурного развития информатики и телекоммуникаций на основе компьютерных сетей.

Новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их яркое воплощение - сеть Интернет - оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общества и наиболее масштабно - на экономическую. Новое качество экономики информационной эры отражает "новая экономика" - комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационного оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуникационных сетей и др. При этом имеются в виду формирование глобальной электронной среды экономической деятельности, создание новых сетевых форм организации бизнеса, глубокие изменения в системе торговли, связанные с развитием электронной коммерции и др. Кардинальная черта современных технологических трансформаций состоит в том, что происходит сдвиг экономики, основанной на производстве товаров материального характера, к экономике, основанной на производстве и применении знаний.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

  • функционирование органов государственной власти и управления и их взаимодействие с бизнесом и населением ("электронное правительство");
  • развитие производительных сил ("электронная экономика, или экономика, основанная на знаниях");
  • повседневную жизнь граждан - с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телеработа, телемедицина, потребности в информации и общении).

Информация о работе Национальное богатство Беларуси: структура и способы измерения