Национальное богатство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопросов изучения формирования, состава, динамики и методологии оценок НБ обусловлена рядом причин:
- современными требованиями мировой экономической науки, основой которой должна стать унифицированная методология анализа и оценки узловых интегральных категорий, и прежде всего такого макроэкономического агрегата как НБ, выступающего наиболее полной характеристикой экономического состояния общества;

Содержание работы

Введение (стр.3-4)
Глава 1. Национальное богатство страны и его структура (стр.5)
1.1. Национальное богатство как экономическая категория (стр.5-8)
1.2. Основные элементы и система показателей национального богатства (стр.9-14)
1.3. Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства (стр.14-18)
Глава 2. Национальное богатство РФ и его анализ (стр.19)
2.1. Национальное богатство Российской Федерации (стр.19-21)
2.2. Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации (стр.21-27)
Заключение (стр.28-29)
Список использованной литературы (стр.30)

Файлы: 1 файл

Нац богатство России.docx

— 225.57 Кб (Скачать файл)

В конце 2000 г. впервые Госкомстат России оценил национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т.п.) и материальных активов.

      Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

     Основной частью нефинансовых непроизведенных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 г. составляла 1709,8 млн.. га, (свыше 17 млн.. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья – 12,9%, болота – 12,4% и другие земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) – 24,2% .

      Общая площадь лесных ресурсов России на начало 2003 г. оценивалась в 883 млн.. га, из них покрытая лесом – 776 млн.. га. Общий запас древесины составлял 82 млрд.. кв. м.

      Россия обладает весьма значительными водными ресурсами. По запасам пресной воды Россия занимает первое место в мире. Величина речного стока по состоянию на 2002 г. составляла 4682 км3 в год.

      Россия играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28% природного газа, апатитов - 55%, алмазов -26%, никеля – 22%, каменных солей – 16%, железной руды – 14%, цветных и редких металлов – 13%, нефти – 12%, каменного угля - 12%.

     Природный капитал России составляет 23,5 трлн. долл. США. Оценка земельных ресурсов страны составляет 3,5 трлн. долл. США.[10]

      Национальное  богатство России – это достояние  каждого жителя страны, поэтому  необходимо законодательно и  институционально разработать такие  механизмы, которые гарантировали  бы каждому гражданину и будущим  поколениям равное право на  получение дохода от использования  невосполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства.

     Приоритетное  развитие науки и наукоемких  отраслей позволит более рационально  использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению  в нем доли человеческого капитала.

     Радикальные  экономические преобразования и  возрождение России невозможны  без консолидации общества и  активного подключения к этому  процессу человеческого фактора.

 

2.2 Основные фонды  в системе национального богатства  Российской Федерации

      Основные  фонды (основные средства, основной  капитал) — важная часть национального  богатства страны, созданная в  процессе производства, которая  длительное время неоднократно  и постоянно в неизменной натурально-вещественной  форме используется в экономике, постепенно перенося свою стоимость  на производимые продукты и  услуги.

     В учетной  и статистической практике к  основным фондам относят объекты  со сроком службы не менее  одного года и стоимостью выше  определенной величины, устанавливаемой  в зависимости от динамики  цен на продукцию фондообразующих  отраслей.

      В состав  основных фондов включаются также  нематериальные произведенные активы  — объекты, созданные трудом человека, представляющие не общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. Стоимость этих активов отражает стоимость расходов на разведку полезных ископаемых, разработку программного обеспечения, оригинальных произведений литературы и искусства и других нематериальных активов.

     В настоящее  время в России действует единая  видовая классификация основных  фондов:

1. Здания;

2. Сооружения;

3. Передаточные устройства;

4. Машины и оборудование;

5. Транспортные средства;

6. Инструменты общего  назначения;

7. Производственный и  хозяйственный инвентарь;

8. Рабочий и продуктивный  скот;

9. Многолетние насаждения;

10. Прочие основные фонды.

      В зависимости  от роли в производственном  процессе основные фонды делятся  на активные и пассивные.

· К активной части относятся средства труда, непосредственно воздействующие на предмет труда или контролирующие процесс производства: рабочие и силовые машины и оборудование, производственный инструмент, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства и отдельные виды сооружений.

· К пассивной части относятся средства труда, создающие нормальные условия процесса производства: здания, сооружения, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды.

     Важные количественные  характеристики основных фондов  — это их объем в миллионах  рублей, товарная структура, структура  по формам собственности и  отраслям экономики.

      Для определения  объема  национально   богатства , которым распологает страна, существует система количественных  и  качественных оценок  национального   богатства , которая является основой для оценки состояния  и  тенденций его развития. Данная система представлена совокупностью количественных, качественных и интегральных показателей.

     В мировой  практике используется количественный  показатель чистого экономического  благосостояния, который был введен  в экономическую науку В. Нордхаусом и Дж. Тобином. В отечественной экономической науке он используется относительно недавно. Этот показатель используется как дополняющий традиционные показатели благосостояния (ВВП, НД и др.). Необходимость его использования определяется тем, что ни один из рассчитанных на основе системы национальных счетов показателей общественного продукта не позволяет дать адекватную оценку благосостояния нации.

      Определено, что отсутствие статистической  информации следующего содержания: услуги, реализуемые либо нелегально, либо на безвозмездной (нерыночной) основе; отрицательные внешние эффекты  производственной деятельности; наличие  свободного времени, - не дает  возможности достоверного расчета  показателей национального дохода  и ВВП. С целью преодоления этих недостатков  и  ограничений они предложили составлять так называемые сателлитные (вспомогательные) счета, позволяющие анализировать влияние на экономику  и  благосостояние изменений, в т.ч. в окружающей среде, деятельности домашних хозяйств по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей  и  других услуг), не включаемых в ВВП.

      Включение  расчета в перспективе сателлитных счетов в качестве дополнения к разработке центральных счетов СНС расширит социально-экономический анализ, однако их разработка не решит проблему исчисления сводного показателя благосостояния, синтезирующего влияние различных  факторов.

      К интегральным показателям оценки  национального   богатства  целесообразно относить макроэкономические (реальные располагаемые доходы населения; реальные скорректированные доходы населения; расходы на конечное потребление домашних хозяйств; фактическое конечное потребление домашних хозяйств; среднемесячная номинальная  и  реальная заработная плата); демографические (динамика численности постоянною населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень младенческой, детской  и  материнской смертности; уровень образования населения); показатели экономической активности населения (уровень экономической активности населения; соотношение занятых в экономике  и  общей численности населения; уровень безработицы); показатели пенсионного обеспечения населения (численность пенсионеров; суммы назначенных пенсий; средний  и  минимальный размер назначенных пенсий).

      К системе качественных показателей оценки  национального   богатства  следует относить: неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения (децильный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент концентрации доходов (индекс Джини); показатели бедности населения (величина прожиточного минимума; черта бедности; черта крайней бедности; показатели масштаба бедности (первичная бедность, вторичная бедность, дефицит денежного дохода бедного населения, острота  и  глубина бедности).

     Важна не только величина  национального   богатства , но  и  коэффициент полезного использования  национального   богатства . Контраст между возможностями  России   и  эффективностью использования ее  национального   богатства  разителен.

      Причины указанного несоответствия надо искать, прежде всего, в пороках действующего экономического механизма, который не в состоял в эффективно использовать потенциальные ресурсные преимущества России. Это несоответствие было характерным  и  для советского периода, когда СССР проигрывал в экономическом соревновании ведущим странам Запада. С 80-х гг. XX в. Руководство страны реально осознавало необходимость коренной трансформации действующей социально-экономической системы.

      К оценке  национального   богатства  можно подходить с точки зрения полезности для общества либо в более узком понимании с точки зрения ценности  богатства  в рамках ведения экономической деятельности (как  национальный  капитал). Таким образом, различают концепцию  национального  25впитала (как показателя ценности в рамках ведения экономической деятельности) и  концепцию  национального  богатства . Различие между ними касается оценки активов: национальный капитал предлагается оценивать в рыночных ценах, а НБ – в некоторых условных ценах или измерителях, отражающих общественную значимость активов. Однако, все макроэкономические показатели (ВВП, сбережения, инвестиции  и  др.) исчисляются в рыночных ценах, поэтому оценка НБ в каких-либо условных ценах делает невозможным сопоставление оценок ВВП  и   национального   богатства , установление связи между изменениями НБ  и   национальным  сбережением  и  т.д.

       Наилучшим вариантом в условиях рыночной экономики можно считать опенку исходя из рыночных цен на данные или аналогичные активы, но если рыночные цены недоступны, то предусматриваются два способа приблизительной оценки  национального   богатства : первый – цены приблизительно определяют путем суммирования  и  переоценки приобретений за вычетом выбытия рассматриваемого актива за срок его службы, во втором – рыночные цены приблизительно определяют на основе текущей (дисконтированной) стоимости экономических выгод, ожидаемых от данного актива в будущем.

      Следует выделить затратный и доходный подходы к оценке стоимости элементов богатства. Росстатом для оценки стоимости элементов НБ используется затратный подход, который наиболее эффективен для оценки стоимости в стабильных условиях при относительном постоянстве расходов на приобретение всех составляющих оцениваемого объекта, а также, если изменения расходов (например, в силу инфляции) могут быть легко учтены. Минусами затратного подхода являются: сложность учета синергетического эффекта; невозможность оценить уникальные по своим характеристикам объекты; потеря достоверности в постоянно меняющихся условиях; применимость только для оценки материальных активов; ориентированность на объем инвестированных средств, а не их эффективность.

       В настоящее время в статистике ряда стран мира  природные ресурсы не учитываются в составе  национального   богатства , что является существенным недостатком, поскольку истощение, «проедание» природных ресурсов территории не отражается на величине ВВП страны. Если природные ресурсы оцениваются с целью стратегического планирования  и  прогнозирования их освоения, то необходимо оперировать потенциальными запасами, в этом случае уместно говорить о потенциальном природном капитале, об оценке потенциального НБ. При оценке осваиваемых запасов природного сырья можно говорить об осваиваемом природном капитале. В случае разработки средне-  и  долгосрочного прогноза оцениваются разрабатываемые  и  осваиваемые в данном прогнозном периоде запасы, как правило, промышленных категорий, то есть имеем используемый природный капитал, используемое, или реальное  национальное   богатство . Его величина в свою очередь определяется продолжительностью прогнозного периода.

      Для характеристики природных ресурсов как составляющей НБ, в значительной мере определяющей социально-экономический потенциал страны, необходимо учитывать не только наличие, но и их состояние, рациональность использования. Все более возрастает проблема преодоления наследия индустриализации: защита природной среды. Экономию ресурсов, разумное их использование на сегодняшний день можно отнести к вопросам национальной безопасности.

     Оценка природных ресурсов позволит точнее определить реальное и потенциальное богатство страны, соотношение стоимости видов природных ресурсов, затраты на их воспроизводство, оценить реальную эффективность инвестиционных проектов природопользования, упорядочит, систему ресурсных налогов и платежей, согласовать интересы нынешнего и будущих поколений, стратегические цели и текущие задачи развития производственной и природоохранной деятельности.

      К проведению практических расчетов значений показателей человеческого капитала существуют различные методологические подходы. Метод «непрерывной инвентаризации приемлем для статистических оценок по странам, располагающим долговременными динамическими рядами показателей структуры накопления и потребления (которыми многие страны, в том числе и Россия, не располагают).

      В работах ряда западных экономистов высказывается предложение оценивать человеческий капитал как поток будущих доходов, генерируемых членами общества и определенным образом дисконтированных для получения текущей оценки этих доходов, однако такой подход неприменим на практике, поскольку вызывает определенные сложности при оценке капитала. Единые принципы исчисления такого комплексного показателя как человеческий капитал еще не выработаны, но зафиксированы унифицированные принципы расчета таких его составляющих, как продолжительность жизни одного поколения, активный трудовой период, чистый баланс рабочей силы, цикл семейной жизни,  и  т.д.

Информация о работе Национальное богатство России