Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:42, курсовая работа
Национальное богатство - это важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны.
Национальное богатство включает:
- природные богатства;
- материальные ценности;
- духовные ценности;
Введение………………………………………………………………………...…..3
Теоретические аспекты сущности национального богатства страны ..….….5
Сущность и структура национального богатства страны………….…….5
Понятие национального богатства и его составляющие..............................9
Методы оценки национального богатства....................................................11
2. Изменение объёма структуры национального богатства России...................13
2.1. Структура национального богатства России................................................13
2.2. Природные ресурсы России...........................................................................16
3. Оценка с точки зрения повышения благосостояния населения страны......22
Заключение.................................................................................................................24
Библиографический список......................................................................................26
Существуют переходные процессы в воспроизводстве самого национального богатства, они затрагивают как его социальную, так и материально-вещественную природу. Переходное состояние социальной природы национального богатства характеризуется сложными, противоречивыми и неоднозначно оцениваемыми процессами изменения отношений собственности, прежде всего, в связи с разгосударствлением и приватизацией. Переходное состояние материально-вещественной природы национального богатства характеризуется сдвигами в его структуре и общей величине.
1.3. Методы оценки национального богатства
При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно — исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.
В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.
На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.
По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании.
Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл.
Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.
Глава 2. Изменение
объема структуры национального богатства
России
2.1 Структура национального богатства России
В России структуру национального богатства составляют: 90% – основной капитал, и оставшиеся 10% распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Общий объем национального богатства оцениваетсяв 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный. Н. П. Федоренко считает, что в период 1895-2000 гг. физический объем национального богатства России увеличился в 32 раза.
Наращивание национального богатства происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем.
Разрушение СССР и образование Российской Федерации по причине неэффективных экономических реформ привели к снижению объемов национального богатства в 1991 – 1999 гг.
Стабилизация объемов национального богатства произошла только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым политика в отношении национального богатства связана с работой по приоритетным национальным проектам, таким как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т. д.
Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.
Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» – понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.
Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры.
Отличительной особенностью использования природно-ресурсной составляющей национального богатства России является то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но, по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В результате чего от большей части национального богатства устранено население, оно направляется лишь на
обогащение небольшой группы олигархов, а не на развитие национальной экономики и человеческого потенциала.
Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.
Объемы и темпы прироста национального богатства в России в ХХ веке по историческим периодам правлений [12]
Годы |
Прирост объема, млрд. руб. |
Темпы прироста в целом по периодам, % |
Среднегодовые темпы прироста, % |
1901-1905 |
24 |
4,6 |
1,1 |
1905-1906 |
0 |
0,0 |
0,0 |
1906-1911 |
23 |
4,2 |
0,8 |
1911-1917 |
-34 |
-6,0 |
-0,9 |
1917-1922 |
-16 |
-3,0 |
-0,5 |
1922-1953 |
1536 |
298,2 |
4,5 |
1953-1964 |
3002 |
146,4 |
8,5 |
1964-1985 |
15741 |
311,5 |
6,9 |
1985-1991 |
5625 |
27,0 |
4,1 |
1991-1999 |
-1288 |
-4,9 |
-0,6 |
1999-2000 |
75 |
0,3 |
0,3 |
Среднегодовой прирост в ХХ в. |
246,9 |
3,5 |
3,5 |
Из таблицы видно, что наибольший среднегодовой прирост национального богатства приходится на годы социализма. И даже в период, на который приходится Великая Отечественная война, несмотря на все разрушения и потери среднегодовой прирост почти в шесть раз превышал самые благополучные годы капитализма и создал предпосылки для еще более быстрого прироста в последующие годы.
2.2. Природные ресурсы России
Необходимо отметить, что в официальной российской статистике оценка стоимости природных богатств, вовлеченных в экономический оборот, долгое время не производилась. Природные богатства учитывались в натуральном выражении.
Госкомстат России разработал специальную программу по совершенствованию оценок национального богатства страны и приведению их в соответствие с требованиями международной статистики.
В конце 2000 года впервые Госкомстат России оценил Национальное богатство России с учетом непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т. п.) и материальных активов.
Основной частью непроизводственных активов является земля. Земельная площадь России по состоянию на 2003 год составляла 1790,8 млн. га (свыше 17 млн. кв. км), из них на лесные земли приходилось 50,5%, на сельскохозяйственные угодья – 12,9%, болота – 12,4% и др. земли (под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под застройками, нарушенные земли и пр.) – 24,2%.
Земельные ресурсы, как составляющая национального богатства страны, подлежат оценке по следующим главным аспектам:
· как всеобщий пространственный базис;
· как средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
· как эталон естественной ненарушенной природы;
· как кладовая минерального сырья;
· как база размещения объектов отдыха и оздоровления.
Земля – уникальный ресурс: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, предложение земли для использования практически неэластично.
Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, представляет собой сопоставимый количественный и экономический расчет ее потребительских свойств и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.
Целое значение земельных участков определяется задачами выбора целесообразных направлений и способов землепользования для жизнеобеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому значению на территории страны выделено семь категорий земель.
Оценка земли, как составляющей национального богатства страны (в дальнейшем - оценка земли), должна основываться на учете следующих обстоятельств и аспектов.
Ограниченность земли и невозможность ее воспроизводства способствует возникновению двух видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле – дифференциальную земельную ренту. Более правильно пользоваться термином «земельная рента».
Земельная рента – это вид дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве разных по качеству и местоположению земельных участках.
К постоянным факторам, которые обуславливают регулярное воспроизводство земельной ренты, относятся качество почв и местоположение земельных участков, уровень интенсивности использования земель, новейшие технологии выращивания и новые сорта сельскохозяйственных растений, органическое строение капитала, монополия на собственность и использование земельного участка. В Российской Федерации правовая основа платности природопользования была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1995 года. Этим Законом установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. В дальнейшем принципы платного природопользования нашли свое отражение и в других природно-ресурсных законах Российской Федерации. В развитие этих законов было принято значительное число нормативных и других правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.
При пользовании недрами закон Российской Федерации «О недрах» предусматривает следующие виды платежей:
· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
· платежи за пользование недрами;
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· акцизы.
Платежи за пользование недрами континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны осуществляются в порядке и на условиях, установленных для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше.