Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
проанализировать основные направления государственного регулирования;
Введение.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
2. Основные направления регулирования государством макро- процессов.
3. Экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей.
Заключение.
Контрольное тестовое задание.
Разбор экономической ситуации.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Финансовый университет при правительстве
Российской Федерации
Заочный финансово-экономический институт
Кафедра теории и истории экономики
Факультет: "Финансы и кредит" Специальность: бакалавр экономики
(направление)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Макроэкономика
Тема: Национальное государство и регулирование
рыночной экономики
Студент к.т.н. Цыбенко Денис Валерьевич
Курс 2 группа № 1Б-ЭФ207
Личное дело № 11ФЛБ05001
Преподаватель к.э.н. профессор
Протас Владимир Федорович
Москва – 2012
План
Введение.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
2. Основные направления
регулирования государством мак
3. Экономические
инструменты и их
Заключение.
Контрольное тестовое задание.
Разбор экономической ситуации.
Список литературы.
Введение
В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Актуальность рассматриваемых в данной работе проблем обусловлена следующими факторами:
1. Многие фундаментальные
проблемы современного
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
проанализировать основные направления государственного регулирования;
обозначить экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы
В любой общественно-
Рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.
Несовершенство рынка проявляется в том, что:
1) рынок не
способен противостоять
2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага – это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;
3) рынок не
обеспечивает социальные
Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;
4) рынок не
устраняет побочных эффектов, возникающих
при росте производства и
5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;
6) несовершенство
информации, представляющей собой
общественное благо. Без
Все эти проявления несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.
Государство – это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.
Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику.
Так, в период меркантилизма, в XVI–XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII–XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.
Размеры макроэкономического
государственного регулирования существенно
возросли в период мирового экономического
кризиса
1929 – 1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение
роли государства выразилось в увеличении
совокупных государственных расходов
и перераспределении валового продукта
общества через госбюджет.
В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.
2. Основные направления регулирования государством
макро- процессов
Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования экономики:
создание правовой основы экономической деятельности государства;
макроэкономическая стабилизация;
создание общественных благ;
проведение фискальной политики;
регулирование внешних (побочных) эффектов;
поддержка малого бизнеса;
проведение антимонопольной политики;
регулирование внешнеэкономической деятельности;
создание инфраструктуры;
поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики;
государственное предпринимательство;
обеспечение экологической безопасности;
перераспределение доходов.
Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.
Мировая практика свидетельствует,
что рынку свойственна
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект – это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.
Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?
Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.
Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры – комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:
производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
институциональная (государственный аппарат управления);
социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.
Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов.
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.
Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.
Информация о работе Национальное государство и регулирование рыночной экономики