Национальное государство и регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
проанализировать основные направления государственного регулирования;

Содержание работы

Введение.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
2. Основные направления регулирования государством макро- процессов.
3. Экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей.
Заключение.
Контрольное тестовое задание.
Разбор экономической ситуации.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Финансовый  университет при правительстве

Российской  Федерации

Заочный финансово-экономический  институт

 

 

Кафедра теории и истории экономики

 

Факультет: "Финансы и кредит"  Специальность: бакалавр экономики

(направление)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Макроэкономика

 

Тема: Национальное государство и регулирование

рыночной  экономики

 

 

 

 

Студент к.т.н. Цыбенко Денис Валерьевич

Курс 2  группа № 1Б-ЭФ207

Личное дело № 11ФЛБ05001

Преподаватель к.э.н. профессор 
Протас Владимир Федорович

 

 

 

 

Москва – 2012

 

План 

Введение.

1. Необходимость  вмешательства государства в  макроэкономические процессы.

2. Основные направления  регулирования государством макро- процессов.

3. Экономические  инструменты и их взаимодействие  для достижения макроэкономических  целей. 

Заключение.

Контрольное тестовое задание.

Разбор экономической  ситуации.

Список литературы.

 

Введение

В настоящее время  трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Актуальность рассматриваемых  в данной работе проблем обусловлена следующими факторами:

1. Многие фундаментальные  проблемы современного общества  не могут быть решены исключительно  рыночными механизмами и нуждаются  в государственном участии. К  этим проблемам относится, прежде  всего, развитие социальной сферы,  которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояния научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Цель данной работы - представить  теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:

определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;

проанализировать основные направления государственного регулирования;

обозначить экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей.

 

1. Необходимость  вмешательства государства в макроэкономические процессы

В любой общественно-экономической  системе государство играет важную экономическую роль, выполняя больший или меньший набор социальных и хозяйственных функций.

Рынок по своей  природе несовершенен и не призван  решать социальные задачи, что в  свою очередь вызывает необходимость  вмешательства государства.

Несовершенство  рынка проявляется в том, что:

1) рынок не  способен противостоять монополизации  экономики, ограничивающей свободу  рыночной конкуренции. Монополисты  для извлечения монопольных сверхприбылей  диктуют цены, что вызывает необходимость  регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;

2) рынок не  заинтересован в производстве  общественных благ, особенность  которых состоит в том, что  ими должны пользоваться все,  но не обязаны за них платить.  Общественные блага – это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;

3) рынок не  обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию  в распределении доходов, не  обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения.

Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;

4) рынок не  устраняет побочных эффектов, возникающих  при росте производства и увеличении  общественного богатства.

5) имеют место  неполные рынки, например, рынок  пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;

6) несовершенство  информации, представляющей собой  общественное благо. Без вмешательства  государства информация не может  быть полноценной и достоверной.

Все эти проявления несовершенства рынка указывают  на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.

Государство – это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Из истории  экономических учений известно, что  на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику.

Так, в период меркантилизма, в XVI–XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII–XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.

Размеры макроэкономического  государственного регулирования существенно  возросли в период мирового экономического кризиса 
1929 – 1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение роли государства выразилось в увеличении совокупных государственных расходов и перераспределении валового продукта общества через госбюджет.

В современных  условиях роль государства еще более  возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.

 

2. Основные направления  регулирования государством

макро- процессов

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования экономики:

создание правовой основы экономической деятельности государства;

макроэкономическая стабилизация;

создание общественных благ;

проведение фискальной политики;

регулирование внешних (побочных) эффектов;

поддержка малого бизнеса;

проведение антимонопольной политики;

регулирование внешнеэкономической деятельности;

создание инфраструктуры;

поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики;

государственное предпринимательство;

обеспечение экологической безопасности;

перераспределение доходов.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция  к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной  конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого, к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект – это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.

Вопрос о том, как  разрешить проблему компенсации  внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?

Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры – комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

институциональная (государственный аппарат управления);

социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, а с другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов.

Государственная закупка товаров  и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения  доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов  – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Информация о работе Национальное государство и регулирование рыночной экономики