Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
проанализировать основные направления государственного регулирования;
Введение.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы.
2. Основные направления регулирования государством макро- процессов.
3. Экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей.
Заключение.
Контрольное тестовое задание.
Разбор экономической ситуации.
Список литературы.
Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.
Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.
Фискальная политика – это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.
К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг.
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.
Одной из функций государства в социально ориентированной
рыночной экономике является поддержка
фундаментальной науки, проведение общей
научно-технической и инновационной политики.
Современная экономика базируется на
проведении эффективной научно-технической
и инновационной политики. Неотъемлемым
ее признаком является постоянное создание
новой техники, технологий, являющихся
результатом достижений научно-технического
прогресса. Развитие изобретательства,
появление пионерских и крупных изобретений
являются существенным фактором инновации.
В США государство финансирует более половины
фундаментальных исследований, практически
полностью создание наиболее сложных
и дорогостоящих установок фундаментальной
науки. Государство берет на себя значительную
часть расходов на проведение НИОКР (научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ). Особенно
активно государство принимает участие
в финансировании НИОКР, связанных с военным
производством. В России в условиях ограниченности
государственного бюджета наметилась
опасная тенденция к сокращению объема
финансирования фундаментальной науки,
что ставит под угрозу сохранение интеллектуального
потенциала общества.
Обеспечение экологической безопасности
– важная функция государства в социальной
рыночной экономике. Вторая половина XX
века показала, что экстенсивное развитие
экономики сопровождается рядом отрицательных
последствий. Одними из них являются разрушение
экосистем, потери части ВВП. Их можно
устранить или снижением темпов экономического
развития, или осуществлением комплекса
мер по повышению экологичности производства.
Для современной экономики приемлемым
является второй путь. Его реализация
предоставляется государству. Оно организует
систему контроля, оценки и слежения за
изменениями состояния окружающей среды
под влиянием антропогенных воздействий.
Государство создает сеть стационарных
станций наблюдения, с помощью авиакосмических
средств контроля над изменениями параметров,
характеризующих состояние среды. Государство
посредством законов, налоговой политики
ведет оперативное управление охраной
окружающей среды, принуждая предпринимателей
к соблюдению природоохранных мер. Государство
контролирует эксплуатацию природных
ресурсов, устанавливает запреты и ограничения
на производство некоторых продуктов,
административные санкции за нарушение
природоохранного законодательства, экологических
норм.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.
3. Экономические инструменты и их взаимодействие для достижения макроэкономических целей
Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.
Для достижения поставленных целей в качестве важнейших инструментов используются:
фискальная политика, осуществляемая преимущественно правительством (доходы и расходы государства);
денежная политика, направленная на регулирование объема денег в обращении и осуществляемая преимущественно Центральным банком;
политика регулирования доходов (политика «зарплаты-цены»);
внешнеэкономическая политика (обеспечение увеличения ВНП за счет внешнеэкономических связей).
При проведении макроэкономической политики внимание государства концентрируется на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику (динамика инвестиций, состояние государственного бюджета, платежный баланс, уровень заработной платы, цен, валютный курс и т. д.).
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачам
фискальной политики относятся усиление
стимулирующей и регулирующей функций
налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного
обеспечения бюджетной и
Основными инструментами
осуществления налогово-
Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные сборы во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.
Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли и предприятия имеют различные льготы.
Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.
Все эти недостатки обуславливают необходимость пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:
введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения и построения бюджетной системы;
снижение общего уровня
налогообложения посредством
повышение роли стимулирующей функции налогов;
модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов;
принятия мер по повышению уровня собираемости налогов;
создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;
сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);
реструктуризация внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование не инфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;
использование практики бюджетного ограничения. Направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
устойчивые темпы роста национального производства;
стабильные цены;
высокий уровень занятости населения;
равновесие платежного баланса.
Осуществляет денежно-
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:
операции на открытом рынке;
изменение резервной нормы;
изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.
Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков.
Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.
Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки . В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной - и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.
В зависимости от состояния экономики страны проводится политика "дорогих" или "дешевых" денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику "дорогих" денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.
В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика "дешевых" денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.
Социальная политика - это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.
В современных условиях
человеческий фактор становится решающим
в социально-экономическом
политика занятости населения;
регулирование его доходов;
обеспечение социальной защиты и др.
Политика занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.
Информация о работе Национальное государство и регулирование рыночной экономики