Налоги и налогообложение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 02:57, реферат

Описание работы

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Сущность, содержание, функции и виды налогов. Принципы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 5
1.3 Виды налогов 5
1.4 Принципы налогообложения 8
ГЛАВА 2. Налоговая система Российской Федерации 12
2.1 Принципы построения налоговой системы 12
2.2 Федеральные налоги 12
2.3 Региональные и местные налоги 13
ГЛАВА 3. Тенденции развития налогообложения в Российской Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат налоги и налогообложение последний.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Принцип соблюдения налоговой тайны  является обязательным для налоговых  органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

ГЛАВА 2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Принципы  построения налоговой системы

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой  системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:

1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

2) гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

3) социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием  социального и экономического  развития страны с учетом таких  факторов, как темпы развития, финансовое  положение отраслей экономики,  уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные  налоги. Основой классификации налогов  является признак компетенции органов  государственной власти в применении налогового законодательства.

2.2 Федеральные налоги

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  РФ. При этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов  на отдельные виды минерального сырья  и таможенных пошлин устанавливаются  федеральным правительством.

Льготы по федеральным налогам  могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться  налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

1) НДС;

2) акцизы на отдельные виды  товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подходный налог с физических  лиц;

6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные  сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными ресурсами;

12) федеральные лицензионные сборы.

2.3 Региональные  и местные налоги

Налоги республик в составе  РФ, краевых, областей, автономной области, автономных округов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. К числу региональных налогов относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) регулируемые лицензионные сборы.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельного налога.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов  в городах и сельской местности  или иного административно-территориального образования. К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или  дарение;

5) местные лицензионные сборы;

6) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

7) курортный сбор;

8) сбор за право торговли: сбор  устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными  (в городе), коллективными, сельскими  органами исполнительной власти;

9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10) сбор с владельцев собак;

11) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей;

12) сбор за выдачу ордера на  квартиру;

13) сбор за парковку автотранспорта;

14) сбор за право использования  местной символики;

15) сбор за выигрыш в бегах;

16) сбор за уборку территорий  населённых пунктов.

Особенностью местных налогов  является то, что:

- некоторые из них устанавливаются  законодательными актами РФ и  взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов  определяются законодательными  актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;

- другая часть налогов может  вводиться районными и городскими  органами власти.

НК РФ определяет, как правило, верхний  предел налоговых ставок по местным  налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Тенденции развития налогообложения в Российской Федерации

При разработке экономической политики государству необходимо учитывать  следующие случаи:

1. Уклонение от налога. Переложение  налога не следует смешивать  с уклонением от налога и  с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

2. Амортизация (или погашение), поглощение  и капитализация налога. Здесь  выделено три варианта:

- налог вызывает уменьшение  ценности облагаемого предмета - амортизация налога;

- налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета - поглощение налога;

- ценность предмета увеличена  благодаря уменьшению налога - капитализация  налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных  условиях увеличение налога ведет к  частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

3. Лицо, обязанное уплачивать налог  по закону, фактически несет бремя  налога, то есть является не  только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

4. Плательщик, законно обложенный  налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он - носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог  очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может  быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно - на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого  имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные условия  переложения позволили рекомендовать  финансовой практике облагать те источники, о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.

Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что  налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с  него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой  сфере России сделаны серьезные  шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

Хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Информация о работе Налоги и налогообложение в РФ