Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:39, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения.
Задачи курсовой работы:
1. приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
2. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
От того, насколько правильно
построена система
Целью данной работы является
раскрытие действующей
Задачи курсовой работы:
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.
Предметом исследования является формирование налоговой политики как системы целей, задач и средств их достижения, реализуемых государством в сфере налоговых отношений.
Объектом исследования курсовой работы является налоговая политика РФ.
Глава I. Налогообложение как фактор развития рыночной экономики.
1.1.Сущность налогов.
Налоги – основная доходная часть бюджета и одновременно важный
инструмент государственного регулирования экономики.
Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы:
Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.[6,стр.142]
Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример - косвенный налог: субъект налога - производитель или продавец товара, носитель - потребитель товара.
Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы.
Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.
Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.
Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) или в процентах.
Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.
Налоговая квота - доля оклада
налога в источнике налога. Налоговая
квота отражает тяжесть налогового
бремени, так как показывает, какую
часть доходов плательщика
Налоговая льгота - снижение размера налогообложения.
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.[2,стр.128]
Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов. [6,стр.123]
Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.
Система налогов - перечень
предусмотренных налогов и
1.2.Функции налогов. Принципы налогообложения.
Налоги выполняют следующие функции:
Указанное разграничение
функций налоговой системы
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе [8,стр.45] .
Кроме того, схема уплаты
налога должна быть доступна
для восприятия
1.3.Виды налогов.
Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
По методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене.
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[1,ст.13,14,15]. Приведем этот перечень.
К федеральным относятся следующие налоги и сборы:
1.налог на добавленную стоимость;
2.акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3.налог на прибыль (доход) организаций;
4.налог на доходы от капитала;
5.подоходный налог с физических лиц;
6.взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7.государственная пошлина;
8.таможенная пошлина и таможенные сборы;
9.налог на пользование недрами;
10.налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11.налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12.сбор за право пользования объектами животного мира и водными 13.биологическими ресурсами;
14.лесной налог;
15.водный налог;
16.экологический налог;
17.федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы включают[1]:
1.налог на имущество организаций;
2.налог на недвижимость;
3.дорожный налог;
4.транспортный налог;
5.налог с продаж;
6.налог на игорный бизнес;
7.региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы включают:
1.земельный налог
2.налог на имущество физических лиц
Рис 1. Структура видов налогов, поступающих в федеральный бюджет.
Глава II. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.