Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения.
Задачи курсовой работы:
1. приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
2. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 86.86 Кб (Скачать файл)

Предприятия, организации  и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32% ;биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - приюридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспечении идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные  на территории России предприятия с  иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных  дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и  предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации  оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой  системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов  по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в  размере 39%, в том числе фонд социального  страхования - 5,4%, государственный фонд занятости населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.

Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость  появления новых налогов, непосредственно  связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог  на добавленную стоимость.

 Добавленная стоимость  включает в себя в основном  оплату труда и прибыль и  практически исчисляется как  разница между стоимостью готовой  продукции, товаров и стоимостью  сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость  включается амортизация и некоторые  другие элементы. Таким образом,  налог на добавленную стоимость,  создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой  как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ,  услуг производства и обращения  и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки[17].

Плательщиками налога с оборота  являются предприятия и организации  независимо от форм собственности и  ведомственной принадлежности, имеющие  статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Налогооблагаемой базой  для данного налога служит валовая  стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости  товаров, новая, возрастающая на очередной  стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в  том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ  и оказанных услуг.

Объектами налогообложения  являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с  установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых  от налога[17]. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в  сфере народного образования, связанные  с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских  садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного  образования.

Акцизы являются косвенным  налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также  различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные  товары, независимо от форм собственности  и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения  является оборот (стоимость) подакцизных  товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких  товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные  изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые  изделия, а также одежда из натуральной  кожи. Сумма акциза учитывается в  базе обложения налогом на добавленную  стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации  и являются едиными на всей территории России[11,стр.99]

Рис 2. Поступление доходов в федеральный бюджет за период 2006-2010гг

 

 

      1. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был  взят фискальный ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный  характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая  система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при  реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и  регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием  монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой  системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов  предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой  взаимосвязи привела к тому, что  налоговая система развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности  и банкротства. При этом предприятия  заинтересованы в получении минимальной  прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута  к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения[12,стр.69].

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства  и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как  минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в  развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании  интересов всех социальных слоев  общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые  имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция  налогов имеет большое значение для обеспечения социального  равновесия в обществе.

Наша налоговая система  построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все  это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой  массы, но в то же время увеличивается  дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени  влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста  производительности труда и фонда  потребления, как на макро-, так и на микроуровне[5,стр.75].

Пока же налоговая система  России не ориентирована на косвенное  поддержание указанного соотношения  налоговыми методами, хотя и была сделана  попытка через налогообложения  прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда  потребления на предприятиях через  минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения  не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая  у предприятий желание, найти  всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего  его распределения на большую  численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение  его производительности.

Все еще актуальной остается задача обеспечить формирования такой  системы налогообложения, которая  способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов  рынка с одновременным постепенным  решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом  к экономическому росту. Понятно, что  взвешенной налоговой политике принадлежит  особая роль. Наряду с фискальной ролью  налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять  активную стимулирующую функцию.

Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета


Информация о работе Налоги и налогообложение