Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:51, курсовая работа
Цель работы: ознакомиться с видами налогов и систем налогообложения РФ, рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения, аспектов налогового регулирования.
Министерство образования и науки
Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники
Кафедра экономики
НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»
г. Красноярск 2012
Содержание
Объектом исследования
налогов и систем налогообложения
РФ как инструмента государственно
Цель работы: ознакомиться с видами налогов и систем налогообложения РФ, рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения, аспектов налогового регулирования.
Основные задачи:
– выявить основные методы в государственном регулировании экономики страны;
– проанализировать основные моменты взимания налогов с населения;
– проанализировать пополнение
бюджета и регулирования
В процессе работы над
темой изучались
Курсовая работа выполнена
в текстовом редакторе Мicrosof
на курсовую работу студенту Завьялкиной А.К.
Тема курсовой работы: «Налоги как инструмент государственного регулирования экономики».
Целевая установка. Научиться применять полученные знания в области макроэкономики для исследования конкретной темы.
Основные вопросы, подлежащие исследованию:
Изучение видов
Анализ основных моментов налогообложения.
Характеристика основных моментов налогообложения как инструмента регулирования экономики РФ в 2008-2011г.г..
Научный руководитель: Алферова Л.А.
Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела основные моменты взимания налогов с населения, а так же методы регулирования экономики с помощью налогового инструмента.
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезный просчет – роль государственного регулирования экономики была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.
Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России [1].
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Весь вопрос в том, что эти процессы не должны представлять собой непосредственного вмешательства в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы. В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением — налоговой политикой [2].
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Налоги связаны с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.
Можно сказать, что налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, различными группами населения, каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Однако такие отношения носят неравноправный, односторонний характер.
Устанавливая налоги, государство
может стимулировать
Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [3].
Для того чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо уделять больше внимания проведению активной государственной экономической политики. Все методы государственного регулирования можно разбить на следующие группы: прямое и косвенное экономическое регулирование.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Пример того – налоговое законодательство, юридические предписания по амортизационным отчислениям, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки. Экономика представляет собой совокупность многих субъектов. Между ними - сложившаяся система связей. Если один из субъектов вынужден принимать навязанное внешне (от государства) решение, то это может нарушить сложившееся между участниками рынка равновесие. Те субъекты рынка, на которые не были прямо направлены государственные меры, вынуждены тоже проявлять реакцию на государственное воздействие. Таким образом, прямые методы создают помехи в рыночном процессе.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, что при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики [4].
Таким образом, налоги являются одним из основных инструментов регулирования экономики, определяющим доходную часть государственного бюджета более чем на 82 % (по данным за январь-ноябрь 2011г.) [5]. Такой регулирующий эффект достигается из-за изменения элементов налоговой системы: налогоплательщиков, налогооблагаемой базы, ставки, введение налоговых льгот.
Положительный эффект, получаемый от налогообложения, носит прямой характер — в виде полученных в бюджет налоговых платежей, необходимых для удовлетворения общественных задач. Так же имеет место быть косвенный характер — например, предоставление налоговых льгот с уменьшением налоговых платежей отчетного периода увеличивает объем капитальных вложений и объем производства, что в итоге приведет к росту налоговых поступлений в будущем.
Налоговое регулирование
представляет собой систему особых
мероприятий в области
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления различных программ, выплаты разного рода пособий. Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов можно стимулировать или ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, а так же повышать конкурентоспособность предприятий.
Если целью государства является ускорение темпов экономического роста, то целесообразно снижать долю прибыли, изымаемую у налогоплательщиков. Сдерживающая функция налогов проявляется в качестве антимонопольной меры, для сдерживания производства определенных товаров, что способствует выравниванию условий для конкуренции.
Значительный вклад в
развитие тории налогов внес профессор
А.Лаффер, который установил
Рис.1
По графику видно, что увеличение налоговых ставок приводит к увеличению поступлений в бюджет лишь до определенного момента времени. После достижения определенного предела при увеличении значения ставки налога величина поступления идет на спад. Таким образом, «налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база» [3].
По мнению А.Лаффера, необоснованное увеличение налогов является причиной развития «теневой» экономики. А. Лаффер доказал, что «снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость». Увеличение доходов бюджета осуществляется по средстом увеличения производства и расширения налогооблагаемой базы. Однако, «кривая Лаффера» только демонстрирует зависимость величины налоговых поступлений от ставки налога, но не позволяет определить конкретную величину налоговых изъятий. Ее уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния экономики этой страны в целом.
Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов. С другой стороны, налоги - один из признаков государства. Таким образом, суть налогообложения заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны.
Налоговая система - это вся совокупность действующих в государстве существенных условий налогообложения, налоговая политика государства, система налоговых органов, формы и методы налогового контроля, порядок распределения налогов по бюджетам, совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государства.
Налоговая система Российской Федерации создана в 1990 году в сложных условиях становления рыночной экономики. До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым [3]. В настоящее время положение коренным образом изменилось. С принятием в 1991 году закона " О налоговых органах Российской Федерации" были определены задачи, права, обязанности и ответственность налоговых органов. Одновременно были приняты законы, регулирующие отдельные налоги: налог на прибыль, подоходный налог (НДФЛ), налог на добавленную стоимость и прочие. В годы формирования налоговой системы всего насчитывалось более 50 видов налогов и сборов. Начисления и уплата большого количества налогов оказались слишком затратными и для налогоплательщиков, и для налогового органа. В 1999 и 2001 годах был введен в действие Налоговый Кодекс РФ ( части 1 и 2) - единый законодательный акт, заменивший многочисленные законы по налогам. Налоговая система стала более простой за счет сокращения количества налогов и сборов. Благодаря снижению ставок по основным видам налогов (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога) произошло повышение конкурентоспособности экономики страны. В результате преобразования налоговая система Российской Федерации кардинально изменилась: стала проще, понятнее и менее обременительна для налогоплательщиков не только по уровню налоговых ставок, но и в части расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и отчетности.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики