Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: ознакомиться с видами налогов и систем налогообложения РФ, рассмотрение основных моментов взимания налогов с населения, аспектов налогового регулирования.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от метода взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Примером косвенного налогообложения являются НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Экономическая сущность налога заключается в его функциях: фискальная, распределительная, стимулирующая (регулирующая) и контрольная.

 Фискальная функция – это  основная функция налогов, обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП.

Суть распределительной  функции заключается в том, что  с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Стимулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; склад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Выделяют три составляющие  данной функции: 1)стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; 2) дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; 3) воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет  государству отслеживать своевременность  и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Перечисленные функции налога тесно  связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков [7].

Итак, формируя централизованные государственные  ресурсы, налоги обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Изымая деньги в качестве налогов из рук активных и сильных плательщиков, тормозится их накопление, ослабляются стимулы к зарабатыванию средств. Сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

В Российской Федерации действует  трехуровневая налоговая система. Налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты, образуют консолидированный бюджет государства.

 Федеральные (общегосударственные) налоги – это платежи, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

 Отличительной чертой региональных  налогов является то, что элементы  налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов. К ним относятся налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Местные налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Характерной особенностью налоговой  системы России является наличие  специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях. Это единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

2. Регулирование экономики с помощью налоговой политики в РФ

 

2.1. Функция налогов в государственном регулировании экономики в 2008-2009 г.г.

 

 Как было сказано выше, развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоги являются одним из основных инструментов регулирования экономики. С помощью  изменения налогооблагаемой базы, введения налоговых льгот, снижения или увеличения ставок государство регулирует формирования бюджета и источников его поступления.

Последние несколько лет  для России были годами испытаний  – была проверка на прочность политической и экономической системы, а так же системы налогообложения. Результатом все трудностей было то, что кризис облегчил налоговый режим в России. В итоге, все изменения и нововведения подняли отечественную систему налогообложения в мировом рейтинге, учитывающем простоту уплаты налогов и индекс эффективной налоговой ставки. Но в 2010-2011 г.г. позиции были частично потеряны, и опять таки в связи с изменениями в налоговой политике.

Так же по данным последних лет в качестве стабильных источников доходов региональных и местных бюджетов выступают имущественные налоги. В ближайшем будущем поступления в бюджет за счет налогов на имущество может увеличиться в связи с введением рыночного налога.  Но для этого «необходимо формирование в государственном кадастре недвижимости сведений о зданиях, строениях, помещениях, а также проведение массовой оценки объектов недвижимости в целях установления их кадастровой стоимости на территории всех субъектов Российской Федерации» [8].

Был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Он относится к пакету антикризисных мер и направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования. Закон предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование). В последние годы стало понятно, что Пенсионный фонд имеет дефицит средств, а в ближайшие годы соотношение числа работающих, за счет которых и выплачиваются пенсии, и пенсионеров меняется не в пользу работающих. Правительством был предложен выход из сложившейся ситуации –  пенсионная реформа. Работникам дали возможность инвестировать денежные средства в накопительную часть пенсии. Была предпринята попытка стимулировать выплаты работников и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Однако эффективных сдвигов в накоплениях пенсионная реформа не дала. А грянувший кризис показал, что дотировать обещанное повышение пенсий федеральный бюджет не сможет. Власти предположили, что гарантированную и бесперебойную выплату пенсий может обеспечить только переложение нагрузки на бизнес. Хотя некоторые эксперты полагают, что увеличение налоговой нагрузки не решит проблемы Пенсионного фонда. Так как на протяжении следующих нескольких лет ежегодно на пенсию будет выходить больше человек, чем вступать в трудовую деятельность.

Так же в 2008-2009 г.г. были приняты меры по снижению налоговой нагрузки, усилению стимулирующей роли налоговой системы. Для этого вступили в силу следующие нововведения. Был изменен порядок уплаты НДС, а также налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков. Была снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль, при этом 18% подлежат отчислению в бюджеты субъектов РФ. Это даст им дополнительно несколько десятков млрд. рублей. Для субъектов РФ было предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5 % до 15 % в зависимости от вида деятельности. А так же доля акцизов на ГСМ, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, была увеличена с 60 до 100 %, что даст им дополнительные доходы.

Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование  приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства.

Так же в указанный период в 2 раза (до 2 миллионов рублей) был увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих. Это даст возможность вернуть гражданину до 260 тыс. рублей из суммы средств, затраченных на строительство (приобретение) жилья. Для населения - с 1 января 2009 г. увеличен с 600 до 1000 рублей за каждый месяц размер налогового вычета на ребенка в возрасте до 18 лет и студента в возрасте до 24 лет.

Так же были произведены изменения  в налогообложении нефтяной промышленности, что позволило уменьшить налоговую  нагрузку нефтяного сектора.

Системообразующим розничным сетям  оказывается поддержка в виде предоставления кредитов, содействия ускорению регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата в НДС в целях ускорения оборота средств. В свою очередь, торговые сети взяли на себя обязательство сдерживать рост цен на продовольственные товары.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2008-2009 г.г. с помощью регулирования экономики путем изменения налогообложения России удалось избежать катастрофических последствий мирового финансового кризиса, получилось снизить налоговую нагрузку с предприятий и поддержать деловую активность в реальном секторе экономики. А так же поднять налоговую систему России в мировом рейтинге.

 

2.2. Функция налогов в государственном регулировании экономики в 2011 г.

 

Несмотря на регулярные заявления властей о том, что налоговая нагрузка в России больше повышаться не будет, без этого не обошлось. Так как первоочередными задачами для государства является макроэкономическая и социальная стабильность, борьба с дефицитом бюджета и повышение пенсий.

В 2011 году было приято решение о повышении акцизов на табак и алкоголь, причем достаточно быстрыми темпами - 40-45% в год. Так же была введена более сильная дифференциация акцизов на моторное топливо разных экологических классов. Это будет приводить к тому, что в 2013-2014 годах акцизы на моторное топливо высоких экологических классов будут даже ниже чем сейчас.

Согласно данным Федеральной налоговой службы, в январе – ноябре 2011 года в консолидированный бюджет РФ поступило 8,79 трлн. руб. В основном (на 82%) сумма "консолидированных" поступлений января – ноября сложилась за счет четырех налогов – налога на прибыль (2,12 трлн. руб., 24% всех сборов), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 1,86 трлн. руб., 21%), налога на доходы физических лиц (1,7 трлн. руб., 19%), НДС (1,55 трлн. руб., 18%) [5]. По сравнению с 2010 годом налоговые поступления в бюджет увеличились на 27%. Такой рост обусловлен увеличением акцизов. Особенно выросли акцизы на нефтепродукты – на 65%. Это косвенно свидетельствует о значительном росте налоговой нагрузки на производителей топлива, которые неизменно перекладывают ее на потребителей.

В 2011 году впервые была введена  дифференцированная ставка НДПИ на газ  для независимых производителей и "Газпрома" <GAZP>. В результате монополист заплатит примерно на 150 миллиардов рублей больше. Хотя в правительстве подчеркивают, что это не дискриминация "Газпрома".

В начале 2011 года было повышение обязательных страховых взносов до 34% для  широкого круга компаний, и до 26% - для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах. Однако из опасений, что большая часть компаний уйдет в тень, правительству пришлось пересмотреть принятые решения о повышении социальных взносов. В результате их суммарная ставка 2012 году упадет до 30%, а для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, он уменьшится до 20%. Вместе с тем, на зарплаты свыше 512 тысяч рублей вводится регрессивна ставка 10%. В результате, нагрузка на компании с высокими зарплатами (более 60 тысяч рублей) увеличится [8].

На протяжении нескольких лет не угасают споры о необходимости  введения налога на роскошь – одного из способов пополнения бюджета. Дополнительное налогообложение богатых, о котором вот уже много лет говорит оппозиция, может воплотиться в жизнь уже в 2013 году. Предполагается, что в 2012 году данный законопроект уже в третий раз будет внесен на рассмотрение  в Госдуму.

Введение подобных налогов неизбежно, так как необходимы меры по перестройке налоговой системы в целях более эффективного регулирования экономики, а так же для  увеличения государственных доходов и инвестиций. По словам финансового консультанта юридической компании "Налоговик" Ирины Сидоровой: «Налог на роскошь поможет уменьшить классовую ненависть бедных по отношению к богатым. Кроме того, немного поправит материальное положение страны, поскольку принесет бюджету дополнительные средства»[9]. Для того чтобы введенный налог был эффективен необходим строгий контроль над расходами и прогрессивная ставка налога на доходы. Иначе налог может оказаться бесполезным.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики