Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 20:28, курсовая работа
Цель данной работы: раскрытие особенности построения налоговой системы.
Задачи:
дать понятие налогов и налогообложения;
рассмотреть виды налогов и сборов;
сравнить подоходное налогообложение стран с развитой рыночной экономикой таких, как США, Германии, Франции и Японии.
Оглавление
Налоги являются важнейшим элементом среди экономических рычагов, с помощью которых страна воздействует на рыночную экономику. В нормах рыночной экономики достаточно распространенно используется налоговая политика в качестве стабилизатора воздействия на определенные явления, отрицательно сказывающиеся на рынке, а также на ее изменение.
Государство имеет налоговую систему, то есть взаимосвязанную совокупность действующих условий налогообложения, урегулированную конструкцию взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, методом и форм налогообложения, получения и использования налогов и налоговых органов.
Налоги представляют собой важную частью экономических отношений в обществе с момента появления государства. Как и вся налоговая система, налоги представляют собой мощный механизм, который управляет экономикой в рыночных условиях.
В современных условиях оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей его повышения хозяйственной эффективности. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.
В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).
Цель данной работы: раскрытие особенности построения налоговой системы.
Задачи:
С правовой точки зрения налог означает прежде всего обязательный платеж в государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Налог поступает в бюджет окончательно и поэтому является безвозвратным.
Налог взимается только при наличии определенных условий. Если эти условия имеются, то налог становится одинаково обязательным для всех соответствующих субъектов. Он вносится по заранее установленным ставкам в точно определенные сроки.
Правовая обязанность придает налогу все качества обязательного платежа. Вместе с тем для налога характерны и другие черты. Важным юридическим признаком налога является его индивидуальная безвозмездность. В связи с уплатой налога каждым отдельным плательщиком между ним и государством не возникает каких-либо взаимных конкретных обязательств, предусматривающих получение определенного эквивалента. Тем не менее государство свои публичные функции реализует в равной мере в отношении всех граждан независимо от исполнения ими обязанностей налогоплательщиков и размера уплаченных налогов. Наряду с этим существует возмездность налогов в широком экономическом смысле, возмездность коллективная, общественная. Взимаемые государством налоги вместе с другими доходами бюджета расходуются на финансирование народного хозяйства, социальные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. в конечном счете они идут на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества, трудящихся.
Налог - представляет собой обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и/или местные бюджеты.
При распределении национального дохода налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, т.е. в основу его жизнедеятельности. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости без эквивалентного обмена. Налоговые суммы формируются за счет новой стоимости, созданной трудящимися, и становятся собственностью государства. Налоги имеют двойственный характер: выступают специфической формой производственных отношений и являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.
Производным от налогов является понятие налогообложение. Налогообложение следует понимать, как совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов организаций и граждан.
В налоговом законодательстве используется также понятие «сбор».
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений1.
Вместе с тем сбор не является платой за услуги со стороны государства. Он уплачивается не за совершение, а в связи с совершением юридически значимых действий. Сумма сбора, не увязывается с затратами государства на совершение соответствующих действий и определяется, их значимостью для плательщика сбора.
Во многих случаях сборы устанавливаются исключительно в целях обеспечения дополнительных источников бюджетных доходов.
Сборы не могут рассматриваться как способ формирования финансовой базы соответствующего управления и по другой причине. Следовательно, налог представляет собой основанную на началах всеобщности, обязательности, индивидуальной безвозмездности форму обобществления части индивидуальной или корпоративной собственности для обеспечения общественных потребностей2.
Налоги, являясь особой формой производственных отношений, выступают своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления.
Весь процесс перераспределения стоимости национального дохода в денежной форме представляет собой совокупность финансовых отношений: налоговые отношения являются лишь их частью. Поэтому налоги выступают не только особой экономической категорией, но и финансовой.
Налоги как финансовая категория имеют свои отличительные признаки, черты, собственную форму движения, т.е. свои функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание, т.е. общественное назначение данной финансовой категории (рисунок 1).
Налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную и стимулирующую подфункции. Надо иметь ввиду, что:
Рисунок 1 Функции налогов
Государственные финансы – не распределительная, а перераспределительная категория, т.е. на их основе перераспределяется на макроуровне то, что уже было распределено на микроуровне на возмещение потребленных в процессе производства средств производства, выплату заработной платы, социальные платежи и прибавочный продукт. Государство лишь в определенной степени регулирует этот процесс, устанавливая «правила игры», регламентируя порядок начисления амортизации, формирования затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), налоговых вычетов и т.п., реальное же перераспределение происходит с помощью финансов и налогов и прежде всего на макроуровне.
Фискальная является ведущей функцией налогов во всех странах. Основное ее назначение – максимальное огосударствление валового внутреннего продукта и национального дохода. В этой функции заложено противоречие между необходимостью постоянного пополнения доходов государства и ограниченными возможностями организаций и граждан удовлетворять всевозрастающие потребности государства.
Фискальная функция имеет свое количественное выражение. Для этого используется такой показатель, как налоговая нагрузка. Она определяется как отношение общей суммы налоговых платежей к валовому внутреннему продукту. Данный показатель характеризует долю финансовых ресурсов государства, перераспределяемых через государственные денежные фонды, главным образом через бюджет.
О пределах роста налогового бремени свидетельствуют такие явления, как снижение нормы сбережений, перелив функционирующего капитала из производства в торговлю и посредничество, уклонение от уплаты налогов, отток капитала за границу и пр.
Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику, в значительной мере обусловливает экономическую функцию налогов.
В основе контрольной функции налогов лежит нормативный характер налоговых отношений.
Перераспределительная функция денежных отношений характеризуется предварительным их планированием, определением контрольных пропорций. Последние регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет. Это объективно предопределяет контрольную функцию налогов.
В последнее время ряд ученых экономистов в качестве самостоятельной выделяют стимулирующую функцию налогов.
Общество заинтересовано в росте национального продукта. Вместе с тем идея о том, что налоги способны содействовать развитию производительных сил, спорна, потому что они изымают часть средств из народного хозяйства. Нужно исходить из того, что определенная доля национального дохода неизбежно должна изыматься из народного хозяйства на нужды государственного управления, и речь может идти только о том, чтобы это изъятие происходило с минимальным ущербом для развития производительных сил. Поэтому необоснованно выделять стимулирующую роль налогов, не обращая внимание на противоположное их свойство. Общеизвестна сила налогов как инструмента стимулирования или подавления производственной и предпринимательской активности.
Налоговая система занимает подчиненное положение по отношению к экономике, т.е. не она господствует над экономикой, а экономика над ней. Но для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие условия3.
Регулирующую функцию налогов в качестве самостоятельной выделять нет смысла по той простой причине, что, во-первых, это будет дублирование и фискальной, и перераспределительной функции; во-вторых, под регулированием сторонники этой функции понимают способность налогов воздействовать на субъект хозяйствования. Однако общество нуждается в таком регулировании экономических процессов, которое приносит положительные результаты. На практике налоговое регулирование может сопровождаться и негативными последствиями. Использование акцизов в целях сокращения потребления населением алкогольной и табачной продукции вовсе не привело к желаемому результату. Любители табака и алкоголя, по-прежнему потребляя эти продукты, экономят на товарах первой необходимости. Таким образом, подход к регулирующей функции налогов с точки зрения их способности воздействовать на субъект хозяйствования неприемлем.
Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования, включающей:
Таким образом, основные инструменты налогового регулирования экономики могут быть стимулирующими и сдерживающими, а саморегулирование может происходить лишь в рамках перераспределительного процесса.
Регулируя хозяйственные процессы, государство прежде всего исходит из возможностей экономики произвести национальный доход в определенном объеме и передать его в распоряжение государства с помощью действующей налоговой системы4.
Классификация налогов - группировка налогов по различным признакам.
Классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. Особые свойства отдельных групп налогов требуют специальных условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. Систематизация налоговых платежей позволяет решить следующие проблемы:
Информация о работе Налоги в странах с развитой рыночной экономикой