Налогообложение ТЭК в Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:07, доклад

Описание работы

За последние 10 лет добыча нефти и газа в Норвегии существенно выросла, и сегодня Норвегия занимает третье место в мировом рейтинге экспортеров сырой нефти после Саудовской Аравии и России. Более того, нефтяные работы сегодня играют значительную роль в норвежской экономике и приносят государству существенный доход.

Файлы: 1 файл

ГРНЭ.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА  В НОРВЕГИИ

За последние 10 лет добыча нефти и газа в Норвегии существенно выросла, и сегодня Норвегия занимает третье место в мировом рейтинге экспортеров сырой нефти после Саудовской Аравии и России. Более того, нефтяные работы сегодня играют значительную роль в норвежской экономике и приносят государству существенный доход.

Добыча полезных ископаемых в Норвегии осуществляется на норвежском континентальном  шельфе трех морей: Северного, Норвежского  и Баренцева.

Основными законодательными источниками  правового регулирования данного  вопроса являются следующие законы:

    1. Закон от 13.06.1975 года №35 «О налогообложении нефти»;
    2. Закон от 21.12.1990 года №72 «О налоге на выброс СО2 в ходе нефтяных работ на континентальном шельфе»;
    3. Закон от 29 ноября 1996 года №72 «О нефтяных работах»;
    4. Закон 1985 года «Об оставлении скважин» (касается порядка учета расходов на оставление скважины).

Из общих характеристик системы  налогообложения топливно-энергетического  комплекса Норвегии следует отметить то, что налогообложение нефтяных работ основывается на обычной системе налога на прибыль организаций с некоторыми особыми изменениями и дополнениями. Как налог на прибыль организаций, так и специальный налог с нефтяных работ базируются на чистой прибыли, которую нефтяные компании получают от соответствующих нефтяных работ.

Также из интересных особенностей налоговой  системы следует отметить то, что  компании, имеющие домицилий за рубежом  и осуществляющие нефтяные работы в  Норвегии через свое отделение, представительство и т.п., могут перевести прибыль от такого бизнеса из Норвегии только после того, как соответствующая норвежская акционерная компания (осуществляющая нефтяные работы) выплатит дивиденды.

Налогоплательщики, участвующие в  добыче или трубопроводной транспортировке нефти, должны использовать календарный год в качестве налогового года.

Несмотря на то, что норвежская система налогов с добычи нефти  действует с относительно высокой  маржинальной налоговой ставкой, у  нее есть целый ряд благоприятствующих параметров. Одним из таких параметров, например, является то, что при определенных условиях, при покупке/слиянии одной нефтяной компании с другой, Министерство финансов может разрешить перенести налоговые обязательства приобретаемой/поглощаемой компании на компанию, осуществляющую приобретение/поглощение. Помимо этого Министерство финансов Норвегии может при смене организационно-правовой формы товариществом с ограниченной ответственностью, занимающимся нефтяными работами, освободить от налогообложения прирост капитала, возникающий от такой реорганизации, а также одобрить перенос налоговых обязательств на новую структуру.

Прежде всего, необходимо выделить систему налогов, сборов и иных платежей в сфере ТЭК, взимаемых с лиц, осуществляющих разработку и добычу полезных ископаемых, дополнительно к налогам и сборам, уплачиваемым всеми налогоплательщиками на общих основаниях. К таким платежам относятся:

  1. налог на прибыль организаций с изменениями;
  2. специальный налог с нефтяных работ;
  3. налог на выброс СО2;
  4. сбор за территорию, сбор за добычу полезного ископаемого;
  5. прямая финансовая доля государства.

I. Налог на прибыль организаций с изменениями

Лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, вместо налога на прибыль  организаций, который действует  для всех остальных налогоплательщиков Норвегии, уплачивают несколько модифицированный налог на прибыль, а именно «налог на прибыль организаций с изменениями».

Главное отличие налога на прибыль  организаций с изменениями, уплачиваемого  лицами, осуществляющими нефтяные работы, от обычного налога на прибыль организаций, заключается в определении налоговой базы.

Совокупная прибыль и стоимость  нефти определяются на основе нормированной  цены. При этом стоимость операционных активов, которые подлежат амортизации, в целях расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций с изменениями считается равной их стоимости без учета амортизации.

 В налоговых целях нормированную  цену на нефть определяет Министерство  финансов. Нормированная цена должна соответствовать цене, по которой нефть могла продаваться между независимыми сторонами на свободном рынке. Под «независимыми сторонами» понимаются продавцы и покупатели, у которых между собой нет общих интересов, которые могли бы повлиять на согласованную цену.

При оценке, среди прочего, должны приниматься во внимание максимальная цена и котировки на нефть того же или схожего вида, с необходимыми поправками на разницу в качестве, издержки на транспортировку и т.д. до районов Северного моря или иных соответствующих рынков, дата поставки, дата платежа, а также иные условия, максимальная цена и котировки на нефтепродукты, с необходимыми поправками на обработку и т.д., а также иные имеющиеся сопоставимые цены или оценки. Должно приниматься во внимание, являются ли такие договоры заключенными между ассоциированными компаниями или иными договорами, в которых особые факторы или другие условия должны были повлиять на определение цены. Нормированная цена может быть определена как единая цена на нефть, добытую в течение определенного периода времени.

Заинтересованные стороны должны быть уведомлены до непосредственно  определения нормированной цены, и им должна быть предоставлена возможность  представить свою точку зрения. Если определение цены делегировано подведомственному  Министерству финансов органу, то каждая из сторон имеет право потребовать пересмотра Министерством финансов нормированной цены, определенной таким органом. При этом до вынесения министерством своего решения стороны имеют право потребовать в связи с таким пересмотром, чтобы ранее определенная нормированная цена была передана группе экспертов для изложения их мнения относительно того, является ли представленная нормированная цена «очевидно неразумной».

Возвращаясь к особенностям определения  налоговой базы по налогу на прибыль организаций с изменениями, необходимо отметить, что расходы на приобретение трубопроводов и производственных мощностей, включая связанные с ними сооружения, подлежат амортизации по максимальной ставке в 162/3 процента в год, при этом первым годом амортизации будет год, в котором эти расходы были осуществлены.

Расходы, возникшие в связи с  приобретением операционных активов, подлежат амортизации по максимальной ставке в 331/3 процента в год. При этом также как и в случае с производственными мощностями первым годом амортизации будет год, в котором эти расходы были осуществлены, но при условии, что такие активы приобретены для целей добычи, транспортировки по трубопроводу нефти, а также для сжижения газа на новых крупных заводах, расположенных в графстве Финмарк и в четырех муниципалитетах графства Тромс. При этом Министерство финансов обладает широкими дискреционными полномочиями по изданию подзаконных нормативно-правовых актов в целях реализации и дополнения рассмотренных выше законодательных положений.

Что касается убытков, то их разрешается переносить вперед без каких либо ограничений по времени. Более того, начиная с 2002 года, убытки в соответствующие налоговые периоды переносятся на будущее с добавлением к их сумме процентов на конец каждого налогового года. Процент рассчитывается отдельно по убыткам по обычному доходу (облагаемому налогом на прибыль организаций с изменениями) и по налоговой базе специального налога с нефтяных работ. Размер процентов устанавливает Министерство финансов в своих подзаконных нормативно-правовых актах. Любопытной особенностью норвежского налогового законодательства является то, что убытки, возникшие из-за продажи бизнеса, либо вследствие его слияния с другой компанией, в полном объеме могут быть переданы приобретающей компании для последующего их списания в соответствии с указанным выше механизмом.

Если после прекращения нефтяных работ возникают убытки, то налогоплательщик может получить от государства налоговую  стоимость таких убытков. Налоговая  стоимость определяется путем  умножения оставшихся  убытков по обычному доходу (облагаемому налогом на прибыль организаций с изменениями) и по налоговой базе специального налога с нефтяных работ на действующие на момент прекращения нефтяных работ ставки соответствующих налогов. Сумма налоговой стоимости убытков определяется налоговыми органами при проведении оценки налоговой обязанности за год, в котором нефтяные работы были прекращены.

Налогоплательщики могут получить от государства также  и налоговую стоимость прямых и косвенных расходов (кроме финансовых расходов), возникших в ходе разведки запасов нефти, но только в тех пределах, в которых размер этой налоговой стоимости не превышает сумму годовых убытков по обычному доходу (облагаемому налогом на прибыль организаций с изменениями) и по налоговой базе специального налога с нефтяных работ.

Чистые  финансовые издержки, понесенные в  связи с займом под проценты, подлежат вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций с изменениями. Однако размер таких финансовых издержек определяется по формуле, и норвежское законодательство устанавливает предельную величину таких чистых финансовых издержек, подлежащих вычету.

Норвежское  налоговое законодательство не разрешает  вычитать из налоговой базы по налогу на прибыль организаций с изменениями комиссию за продажу, скидки или издержки при передаче нефти между хозяйствующими субъектами, «постоянно связанными друг с другом». При этом хозяйствующие субъекты считаются «постоянно связанными друг с другом», если:

(а)  хозяйствующий субъект прямо  или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале другого хозяйствующего субъекта;

(б)  одно и то же лицо прямо  или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале обоих  хозяйствующих субъектов.

Прибыли и убытки от реализации операционных активов, приобретенных для использования при добыче и транспортировке по трубопроводу нефти, считаются в целях налогообложения доходом или убытком от нефтяных работ.

Отстранение операционного актива от нефтяных работ  приравнивается к его реализации. То же самое применяется, если операционный актив по иным причинам более не подпадает под амортизацию операционных активов по максимальной ставке 331/3 процента в год. При этом прибылью или убытком будет считаться сумма, которая включалась бы в налогооблагаемый доход при осуществлении сделки по рыночной стоимости.

Остаточная стоимость операционного  актива, который потерял свою ценность из-за прекращения добычи из месторождения  нефти, может быть вычтена из налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  с изменениями, причем в год прекращения  работ.

Интересной особенностью норвежского налогового законодательства, применяющегося к лицам, осуществляющим добычу нефти, является то, что ни при каких обстоятельствах ни по одному из налогов, уплачиваемых этими лицами, не разрешается вычет из налоговой базы резервов на оплату будущих расходов по ликвидации сооружений, использовавшихся при добыче, обработке или транспортировке по трубопроводу. Более того, даже фактически понесенные расходы на сворачивание нефтяных работ не подлежат налоговому вычету. Однако по факту проведения ликвидационных работ государство оплачивает часть фактически понесенных расходов. Государственная доля в таких расходах равняется средней налоговой ставке, действовавшей для компании на протяжении срока эксплуатации месторождения. Однако сейчас в Норвегии рассматривается возможность внесения изменений в законодательство с тем, чтобы вместо оплаты государством части расходов разрешить вычет фактического размера ликвидационных расходов из налоговой базы по налогу на прибыль организаций с изменениями.

 

II. Специальный налог с нефтяных работ

Налогоплательщики, участвующие в  добыче, обработке и транспортировке  нефти по трубопроводу, уплачивают с дохода от такой деятельности специальный  налог в пользу государства.

Объект налогообложения по данному  налогу идентичен объекту налогообложения по налогу на прибыль организаций. Однако есть целый ряд отличий при определении налоговой базы.

Основное отличие заключается  в том, что налоговая база снижается  на определенную величину(особый вычет), составляющую 7,5 процентов от стоимости операционных активов. При этом операционные активы учитываются только в течение 4 лет с первого года их амортизации.

В случае реализации операционных активов, основа для особого вычета из налоговой  базы по специальному налогу с нефтяных работ считается равной выручке от такой реализации минус историческая стоимость этих операционных активов, умноженная на корректирующий коэффициент. При этом корректирующий коэффициент считается равным отношению между оставшейся частью от 4-х летнего периода учета операционных активов и полным сроком учета операционных активов (4-мя годами). Сам размер особого вычета будет составлять 7,5 процентов от расчетной основы и будет вычитаться из налоговой базы по специальному налогу с нефтяных работ в течение 4-х лет с года реализации операционных активов. Если расчетная основа будет составлять отрицательную величину, то сумма особого вычета будет уменьшать размер подлежащего уплате специального налога с нефтяных работ.

Отстранение операционного актива от нефтяных работ приравнивается в целях специального налога с нефтяных работ к его реализации. То же правило действует, если операционный актив больше не подпадает под амортизацию операционных активов по максимальной ставке в размере 331/3 процента в год. При этом в обоих случаях выручка от реализации на дату отстранения или прекращения амортизации считается равной рыночной стоимости актива.

Если размер особого вычета превышает  прибыль, то сумма превышения подлежит вычету из налоговой базы в течение  последующих лет при оценке обязательств по специальному налогу с нефтяных работ.

Если при прекращении работ, доход от которых облагается специальным  налогом с нефтяных работ, остается излишняя сумма особого вычета, то налогоплательщик может получить от государства налоговую стоимость такого оставшегося особого вычета. При этом налоговая стоимость определяется путем умножения излишней суммы особого вычета на ставку специального налога с нефтяных работ, действующую на дату прекращения работ. Налоговая стоимость определяется только налоговыми органами при проведении оценки налоговых обязательств за год, когда были прекращены работы, доход от которых облагается специальным налогом с нефтяных работ.

Информация о работе Налогообложение ТЭК в Норвегии