Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:07, доклад
За последние 10 лет добыча нефти и газа в Норвегии существенно выросла, и сегодня Норвегия занимает третье место в мировом рейтинге экспортеров сырой нефти после Саудовской Аравии и России. Более того, нефтяные работы сегодня играют значительную роль в норвежской экономике и приносят государству существенный доход.
Также не разрешается вычитать из налоговой базы по специальному налогу с нефтяных работ убытки от любого другого вида деятельности, кроме добычи и трубопроводной транспортировки нефти.
Ставка специального налога с нефтяных работ ежегодно устанавливается Парламентом Норвегии. На 2006 год ставка специального налога с нефтяных работ составляла 50%.
Специальный налог с нефтяных работ не снижает налоговую базу по иным налогам на доход.
Министерство финансов уполномочено
принимать подзаконные
III. Налог на выброс СО2
Обязанность по уплате налога на выброс СО2 лежит солидарно на всех владельцах лицензии, в соответствии с лицензией на добычу или с разрешением на разработку и управление сооружениями для транспортировки и утилизации нефти, и относится к сооружению, где сжигается нефть или выпускается в атмосферу природный газ. Прямая обязанность по расчету, отчетности и уплате совокупной суммы налога в норвежский Директорат по нефти лежит на операторе, который выполняет ее от имени всех владельцев лицензии.
Налог на выброс СО2 взимается с сожженной нефти, с природного газа, выпущенного в атмосферу, а также с СО2, выделенного из нефти и выпущенного в атмосферу на сооружениях, используемых в связи с производством или транспортировкой нефти. Данный налог распространяется преимущественно на сжигание и выпуск в атмосферу нефти, дизельного топлива и природного газа в связи с производством электроэнергии и отжигом на сооружениях (например, отжиг попутного газа в местах добычи нефти).
По состоянию на 1 января 2006 года ставка налога составляла 0,79 норвежских крон за кубический метр газа или за один литр нефти.
Уплата налога на выброс СО2 производится с использованием двух отчетных периодов. Налог за период с 1 января по 30 июня соответствующего налогового года уплачивается до 1 октября, а за период с 1 июля по 31 декабря – до 1 апреля налогового года, следующего за отчетным. Документация для измерения объема нефти и расчета налога должна быть передана в норвежский Директорат по нефти не позднее месяца после истечения соответствующего отчетного периода. В случае неуплаты налога в отведенный срок, на подлежащую уплате сумму налога начисляется пеня.
IV. Сбор за территорию и сбор за добычу полезного ископаемого
После истечения первого срока лицензии (до 10 лет) владелец лицензии обязан уплачивать сбор за лицензию на добычу полезного ископаемого. Сумма сбора рассчитывается исходя из количества квадратных километров территории, на которую распространяется лицензия на добычу. Этот сбор называется сбором за территорию. Размер сбора за территорию за первый год составляет 7 тыс. норвежских крон за один квадратный километр. Затем его размер каждый год возрастает на 7 тыс. норвежских крон за один квадратный километр до тех пор, пока он не достигнет 70 тыс. норвежских крон за один квадратный километр. После этого размер сбора за территорию остается неизменным на весь срок действия лицензии. Однако в Баренцевом море размер сбора за территорию составляет 7 тыс. норвежских крон за один квадратный километр в течение всего срока, когда этот сбор подлежит уплате.
Помимо сбора за территорию владелец лицензии должен также уплачивать сбор, рассчитанный на основе количества и объема нефти, накопленной в месте отгрузки в районе добычи. Данный сбор называется сбором за добычу полезного ископаемого.
Особо следует отметить, что Министерство нефти и энергетики Норвегии может, уведомив владельца лицензии не менее чем за шесть месяцев, принять решение, что сбор за добычу полезного ископаемого будет уплачиваться целиком или частично в натуральной форме, добытой нефтью вместо денежных средств. В таких случаях Министерство нефти и энергетики может потребовать, чтобы владелец лицензии обеспечил транспортировку, обработку, хранение, а также соблюдение иных условий, которые будут не менее благоприятными, чем условия, действующие в отношении собственной нефти владельца лицензии, добытой из того же района добычи. Министерство нефти и энергетики Норвегии может при соблюдении того же условия об уведомлении владельца лицензии, принять решение о том, что сбор за добычу полезного ископаемого опять должен уплачиваться денежными средствами.
Нефть, которую государство имеет право получить в виде сбора за добычу полезного ископаемого, а также право государства на ее транспортировку, обработку и хранение могут быть переданы другим лицам, причем такая передача освобождает государство от будущих обязательств.
По общему правилу король Норвегии
может принять подзаконные
V. Прямая финансовая доля государства
Государство имеет прямую долю собственности в ряде нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе. Это означает, что Норвегия оплачивает часть от всех расходов на разведку, инвестирование и от операционных издержек, которая эквивалентна государственной доле в собственности. Также как и иные владельцы лицензии, государство получает соответствующую долю дохода от добычи нефти и газа на отдельном месторождении.
Для компаний прямая финансовая доля государства означает только снижение свободной доли собственности в лицензиях. При этом от государства компаниям не передается никаких издержек или рисков, то есть государство выступает как абсолютно равноправный инвестор. Размер прямой финансовой доли государства варьируется в зависимости от лицензии.
В целом же для управления всеми
долями государства в лицензиях
на добычу полезных ископаемых было создано
специальное государственное
Исходя из проведенного выше анализа, можно сделать вывод, что Норвегия фактически полностью перешла на налогообложение именно дохода от добычи нефти и газа, при этом соблюдая интересы национальных налогоплательщиков. Место, занимаемое Норвегией в мировой добыче нефти, и уровень жизни населения этого государства подтверждают эффективность выбранного направления развития законодательства в области налогообложения топливно-энергетического комплекса. Некоторые наиболее удачные механизмы законодательного регулирования, как ТЭК, так и в целом системы налогов, используемые в Норвегии, потенциально могли бы быть применены и в России после соответствующей адаптации.